Главный тренер сборной России по санному спорту Валерий Силаков в беседе с корреспондентом "Р-Спорт" Еленой Дьячковой рассказал о подозрениях в адрес немецкой сборной, а также о разбирательстве, которое планирует провести Международная федерация санного спорта (FIL).
- После этапа Кубка мира в швейцарском Санкт-Морице вы публично заявили, что "у немцев не все чисто" в техническом плане...
- Это общее мнение всех тренеров, в том числе ведущих команд - австрийцев, итальянцев, американцев и канадцев. У нас технический вид спорта. Немцы доминируют, они во всех комиссиях немного обходят правила, хитрят, можно сказать. Немцы опекают швейцарцев, они вместе тренируются. И на юношеских Олимпийских играх у одного швейцарского юниора были обнаружены запрещенные амортизирующие свойства в санях. Оказалось, это старые сани ведущей немецкой спортсменки Татьяны Хюфнер. Сколько-то лет назад она на них каталась. И маленький швейцарец сказал: ну а что, все немцы на таких катаются. Вот такой был инцидент, и он, конечно, дал повод к тому, чтобы президент Международной федерации, который тоже, кстати, немец, сказал: разберемся.
- А когда состоится это разбирательство?
- После сезона. В апреле проводятся заседания комитетов - спортивного и технического, а затем исполком. Там посмотрим, какие будут предложения.
- В мире санного спорта эта проблема обсуждается открыто? В бобслее и скелетоне в отношении немцев тоже частенько возникают подозрения, но об этом говорится в кулуарах.
- В бобслее эти проблемы не так остро стоят, поскольку там долгое время президентом Международной федерации бобслея и тобоггана был канадец Боб Стори. И бобслеисты соперничали с немцами в более естественных условиях. Но как нам с ними бороться, если они все живут в Мекке санного спорта - немецком Кенигзее, где санно-бобслейная федерация Германии, где международная федерация санного спорта. Они все друг друга знают уже десятки лет. И хоть президент говорит на словах, что будет бороться, но его там, образно говоря, берут за горло: ты что, немец, с немцами будешь бороться? Вот такая сложная ситуация.
У всех тренеров, кроме немецких, есть подозрения. Ну, никак не может быть такого, чтобы пять немцев были впереди всех. Вот у девочек еще можно было бы согласиться с таким положением дел несколько лет назад. Они все бывшие гэдээровские спортсменки, они были выше всех на голову. Но у мужчин да и в "двойках" всегда была конкуренция. На двух немецких трассах рекорд ставил Альберт Демченко - и в Альтенберге, и в Кенигзее. Пока там не переделали старт, никто не мог побить рекорд Демченко. Рекорд на итальянской трассе в Турине тоже принадлежит Демченко. Не может быть спортсмен шестым после немцев, когда он быстрее их ездит по этой трассе. Значит, они что-то придумали такое, что он выше шестого места не поднимется. Не бывает такого и не может быть.
- А что это может быть?
- Не знаю и не скажу. В тренерском кругу все спортсмены говорят, что может быть все что угодно. И думают о том, что же это может быть.
- А немцы как реагируют на эти обвинения?
- Да никак не реагируют. Вот были Олимпийские игры в Саппоро в 1972 году, там выступала сборная ГДР. Они завоевали все золотые медали. И оказалось, что они внутрь металлического полоза поставили спираль нагревающую и с батарейками. Когда сани стоят вертикально, а потом кладутся на лед, ртутным включателем включается батарейка - и сани начинают нагреваться. И будьте любезны, остальные - до свидания, можете заниматься чем угодно.
Или у нас есть параметры гоночной обуви. После Олимпийских игр в Нагано в 1998 году один из членов технического комитета, итальянец, принес обувь, где-то достал такую, в которой немцы выступали, показал, что это запрещено правилами. Полтора дня на техническом комитете, в который я тогда входил, спорили. Там у немцев есть большая поддержка. Полтора дня спорили, но потом председатель, немец, сказал: ну, мы же не будем раздувать скандал на международном уровне, отнимать медали? Все, закончился разговор. Вот навскидку дважды стопроцентные нарушения правил.
- Вы верите, что будет расследование? Ведь может быть большой международный скандал...
- Не могу ничего сказать. Немцы правят бал. Вот, я могу вам еще такую историю привести в пример. Я член международного исполкома уже два созыва. Немцев не интересует чемпионат Европы. Он проводился у нас раньше один раз в два года. Три с половиной года я писал письма в Международную федерацию о том, что прошу рассмотреть вопрос о проведении ежегодного чемпионата Европы. Потому что у нас чемпионат Европы по зарплатам спортсменов и тренеров в министерстве спорта России приравнивается к чемпионату мира. А Кубок мира для них не соревнование. Вот Альберт Демченко, к примеру, выиграл Кубок мира в общем зачете - и никого это не волновало. Я бился три с половиной года, подговаривал всех своих друзей: Чехию, кое-как Латвию, Украину и других. Американцев и канадцев, к сожалению, чемпионат Европы не интересует, хотя они и мои друзья. И в прошлом году приняли решение о ежегодном проведении чемпионата Европы - первый такой в рамках Кубка мира вскоре пройдет у нас в Парамоново. А если бы немцы захотели каждый год проводить чемпионат Европы, они бы на решение этого вопроса потратили около пяти минут. Отпечатали бы письмо и отнесли его в FIL. Один километр от Международной федерации до немецкой. Три с половиной года и пять минут - вот такое у нас неравенство.