Если кто-то думал, что приезд инспекторов международного атомного агентства (МАГАТЭ) в Иран вот так сразу откроет путь к возобновлению международных переговоров по иранскому военному атому, то это были напрасные надежды. "Сразу" не будет. Инспекторы работали в Иране три дня и уехали оттуда в среду. Сообщение об их визите, данное иранским информационным агентством - короче некуда.
Кризис без конца
Штаб-квартира МАГАТЭ в Вене заявила, что переговоры прошли хорошо, скоро в Тегеран поедет новая делегация агентства. Потом возникнут сообщения насчет возможных переговоров с Ираном группы из шести международных посредников (Россия, Китай, США, Франция, Великобритания, Германия). Названо уже даже возможное место таких переговоров - Стамбул.
Они и вправду могут там пройти. Но все это уже было - переговоры без особого результата, санкции против Ирана, наложенные Советом Безопасности ООН, угрожающие утечки информации в СМИ о том, что если США не нанесут без всяких переговоров ракетные удары по возможным иранским ядерным центрам, то их нанесет Израиль...
Бывают ли международные кризисы, которые тянутся чуть ли не бесконечно и будут тянуться и дальше? Как ни странно, да. Вот этот самый - иранский, аналогичный ему по "ядерному" содержанию северокорейский, а если покопаться в мировой истории - и многие другие.
Зарубежные СМИ тему Ирана: читайте перевод на сайте ИноСМИ >>
Предсказать исход иранского кризиса - по формуле "мир или война" - почти невозможно (хотя этим занимаются буквально все). Зато можно обратить внимание на несколько особенностей нынешней ситуации, которые имеют отношение не столько к Ирану как таковому, сколько к картине мира в целом. И этим интересны.
Тегеран и американские выборы
Начнем с очевидного: превращение Ирана в ядерную державу, самую сильную на Ближнем Востоке - да еще в качестве непосредственного результата завершившейся в прошлом году американской авантюры в Ираке - это, конечно, не та новость, которая нужна президенту Бараку Обаме в год перевыборов.
Ему тогда скажут, что он должен был "что-то сделать". Но в одиночку воевать с Ираном - плохая идея не только потому, что Обама - Нобелевский лауреат-миротворец. Это плохо в условиях сокращения военного бюджета и численности вооруженных сил. Если вспомнить недавнюю операцию НАТО против Ливии, то ключевая ее черта - США постарались сделать так, чтобы воевал кто-то другой. Давайте посмотрим, кто это - в случае с Ираном - может быть.
В минувший вторник в Конгрессе США выступало несколько представителей разведывательных ведомств с ежегодным отчетом. Включены были в этот отчет и письменные показания главы национальной разведки Джеймса Клэппера, ранее выступал директор ЦРУ Дэвид Петреус и другие.
В том, что касается Ирана, обрисован очень примечательный баланс. До создания ядерного заряда - "возможно", год. До появления носителей такового - еще один-два. Это - "красная черта" для США и Израиля. Но при этом довольно ясно дается понять, что прямо сейчас никаких крупных событий (типа войны) не ожидается.
И тут тоже не было бы ничего нового, включая это "возможно", если бы не неожиданно всплывшее в тех же показаниях в Конгрессе "дело о покушении на саудовского посла". История возникла в октябре и вызвала множество скептических улыбок: вы говорите, что теракт планировали иранские спецслужбы на территории США, но они наделали столько "детских" глупостей, что верится в это с трудом.
А дальше последовало удивительное молчание - как будто ничего и не было, и вот сейчас история с покушением на Аделя аль-Джубейра всплыла из забвения. Она очень похожа на публичное приглашение саудовцам поучаствовать в иранских делах.
История интересна тем, что на самом деле в войне в Ливии - и сменах режимов в Египте и Тунисе в пользу фундаменталистов - заметную роль играли именно Саудовская Аравия, Катар и прочие монархии Персидского Залива. В Ливии они использовали НАТО для решения своих задач в регионе, а НАТО использовала их.
И, конечно, для США куда лучше, если ключевые усилия в борьбе с Ираном будут предпринимать арабские монархии, а не одна изолированная в регионе страна - Израиль. Иран арабы не любят традиционно, более двенадцати столетий, возможно - до такой степени, что возникнет нечто вроде саудовско-израильского альянса. А это уже чистая победа для Обамы.
Но сначала - Сирия
Нынешние события вокруг Сирии, ключевого союзника Ирана на Ближнем Востоке, очень напоминают эту самую саудовско-иранскую войну, но через подставных лиц (Башара Асада и его оппозицию). Кто поставляет оружие сирийской оппозиции, как и по каким маршрутам это делается, уже хорошо известно. Это не Америка, это монархии Залива.
Можно с некоторой неуверенностью предположить, что никто не будет разбираться с Ираном до того, как прояснится судьба Сирии. Например, удастся ли спровоцировать Иран на какую-то активную помощь режиму Башара Асада и этим подставить себя под удар? Здесь много подобных вопросов.
И тут весьма важной оказывается роль России, Китая, прочих стран БРИКС, за которыми на самом деле в сирийско-ближневосточной истории стоят десятки стран, наблюдающих за происходящим без всякого удовольствия. Обсуждение очередной резолюции Совета Безопасности ООН по Сирии происходит в Нью-Йорке в эти дни, Москва и ее партнеры в очередной раз заявляют, что не станут создавать юридический прецедент легализации свержения режима, неугодного странному арабско-западному альянсу.
А одновременно разворачивается другой сюжет, тоже в общем сводящийся к тому, кто и кого поддержит в новой ближневосточной игре. Этот сюжет касается иранской нефти, которую ЕС отказывается покупать с 1 июня (в виде санкций). Кто перехватит покупки и этим даст деньги Ирану? Тогда санкции будут бесполезны, как и все прочие, уже действующие сейчас.
Раскладка с цифрами выглядит так: нефть Ирана покупают азиаты, Китай, Япония и Южная Корея. Они, особенно Китай, пока очень далеки от того, чтобы поддержать европейское эмбарго. Но опасаются, что война в регионе оставит их без топлива, так что активно изучают ситуацию, понимая: надо принимать какие-то решения.
Дошло до того, что новое значение приобретают страны, откуда иранская нефть идет или может идти транзитом на восток, например Туркмения. Куда только что приезжала делегация из довольно неожиданной страны - из Израиля.
В итоге можно предположить, что нынешнее балансирование на грани войны в регионе будет продолжаться еще некоторое время и покажет, на что станет похож мир после объявленного "ухода" США с "Большого Ближнего Востока".
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции