Анна Курская, РИА Новости.
Будущему президенту России придется взять на себя руководство страной, народ которой боится строить планы на будущее, а более половины населения не испытывает уверенности в завтрашнем дне. Об этом свидетельствуют свежие данные социологов. Докризисная картина мира в восприятии россиян безвозвратно изменилась, и пока у них не сложились новые ожидания, они предпочитают жить настоящим, не загадывая наперед, считают эксперты.
Имя будущего президента России, выборы которого пройдут в марте, еще не определено. Но уже известно, с каким настроением встретят его избиратели.
Россияне с началом мирового экономического кризиса утратили прежние представления о том, что с каждым днем жизнь становится лучше, а доходы растут или скоро вырастут. Сегодня многие наши соотечественники пребывают в растерянности и остерегаются планировать свою жизнь хотя бы на несколько лет вперед, утверждают социологи.
Согласно недавнему опросу ВЦИОМ, с июля по декабрь 2011 года на 3% увеличилось число россиян, которые считают, что ближайший год будет неблагоприятным (с 37 до 40%). На 4% выросло количество людей, которые не строят планов из-за нестабильной ситуации в стране (с 21% до 25%). На 5% сократилось число людей, которые планируют свою жизнь на несколько лет вперед (с 19% до 14%). Уверенности в своем будущем сегодня не испытывают 56% россиян.
На чувство уверенности в первую очередь влияет то, в какой степени люди адаптированы к окружающей ситуации, насколько они видят в ней риски для себя и могут ими управлять. По-видимому, сегодняшняя российская действительность не дает людям ощущение стабильности и контроля над ситуацией, считают эксперты.
В то же время встречаются и другие объяснения пессимизма россиян. По мнению заместителя директора Центра политической конъюнктуры Алексея Зудина, не исключено, что на социальное самочувствие влияет темное время года, от которого люди начинают испытывать депрессию.
Экономический кризис пошатнул уверенность в будущем
Главный удар по уверенности россиян в завтрашнем дне нанес мировой экономический кризис 2008 года.
"До кризиса модель мира у россиян выглядела так: с каждым годом мы живем лучше и лучше, власть не вмешивается в нашу личную жизнь, дает нам возможность выезжать за границу, богатеть, как-то устраиваться. А мы предоставляем возможность власти решать политические проблемы и сами в политическую жизнь не вмешиваемся", - рассказал РИА Новости президент Фонда "Центр политических технологий" Игорь Бунин.
Какое-то время события действительно развивались по этой схеме. Доходы россиян росли, люди были настроены оптимистично и чувствовали, что все идет как надо.
С началом кризиса большинство людей начало испытывать тревогу за свое будущее, их представления об окружающей действительности серьезно пострадали. Но еще через год-полтора, когда выяснилось, что кризис не так страшен, как показалось сначала, уверенность в будущем стала расти вновь, рассказал генеральный директор ВЦИОМ Валерий Федоров.
"Сегодня ситуация постепенно выправляется, но если сбудутся прогнозы на вторую волну кризиса, то уверенность в завтрашнем дне будет падать", - предполагает социолог.
Кроме экономических факторов, социальное самочувствие россиян время от времени ухудшали не очень понятные им перемены в политической сфере, а также социальные реформы, которые затрагивали интересы большой части населения.
"В более-менее стабильной ситуации развитие событий становится предсказуемым, и уверенность людей в завтрашнем дне растет, тогда как в периоды быстрых и масштабных реформ она практически исчезает, - пояснил гендиректор ВЦИОМ. - Например, реформа здравоохранения или пенсионная реформа всегда дают негативный эффект. Часть людей перестает понимать, что дальше будет. К счастью, в последнее время у нас таких реформ было немного".
Каждое изменение ситуации влияло на всех по-разному, но в максимальной степени - на малообеспеченных людей и пенсионеров, у которых нет "подкожного слоя", и которым труднее всего было адаптироваться к любым переменам.
Картина мира изменилась безвозвратно
Впрочем, относительная экономическая стабильность последних двух лет не вернула россиянам утраченное докризисное благодушие.
Прежняя модель отношений между государством и обществом, по мнению экспертов, больше не может существовать потому, что в последнее десятилетие в России появился средний класс со своей острой потребностью в политической самореализации и с ощущением несправедливости общественного устройства.
"Складывается ощущение, что для большинства людей, особенно - пользующихся интернетом, от той модели мира, где есть национальный лидер, вертикаль власти и рост доходов, уже ничего не осталось, - полагает Игорь Бунин. - Консолидироваться вокруг власти многие стали считать бессмысленным".
По мнению политолога, этому не помогли даже проекты модернизации президента Дмитрия Медведева. Если до сентября 2011 года многие верили, что возможно изменение системы "сверху", то после отказа президента баллотироваться на второй срок возникли настроения, что общество ждет застой на несколько лет.
"Оптимизм и вера в будущее остались только у тех людей, кто смотрит телевизор и не пользуется интернетом, - рассказал Игорь Бунин. - У остальных появилось ощущение, что впереди тупик. Вдобавок начались массовые демонстрации, которые, по-видимому, будут нас сопровождать еще долго".
Массовые акции в Москве 10 декабря 2011 года >>
В то же время, по данным Валерия Федорова, нынешняя президентская кампания не оказала негативного эффекта на уверенность россиян в завтрашнем дне, несмотря на все треволнения последних месяцев.
По мнению Алексея Зудина, влияние политических факторов на социальное самочувствие не так уж высоко, во всяком случае, оно гораздо меньше, чем экономическое влияние. Перспектива застоя после победы Владимира Путина на президентских выборах угнетает лишь меньшинство избирателей, считает эксперт.
"Распространено мнение, что еще недавно нефтяные доходы питали контракт между обществом и властью, а сейчас эти доходы будут сокращаться, а значит, и контракт между обществом и властью распадется, - рассказал Алексей Зудин в беседе с РИА Новости - Но при всей важности экономических факторов в жизни людей, имеют значение также факторы ценностные".
Политолог считает, что для общества сегодня очень важно ощущение социальной справедливости, и если новому президенту удастся добиться успеха в этой области, то мировоззрение россиян будет строиться по-новому.
"Новая картина мира пока находится в хаотическом состоянии, она разбита на осколки, но уже ясно, что основным полюсом притяжения в ней станет Запад, - полагает Игорь Бунин. - Вряд ли какие-то восточные модели привлекательны для большинства общества. Тем более, что источником социального протеста является "креативный класс", который черпает свою модель мира с Запада".
По мнению Алексея Зудина, западная модель общественного устройства не может служить однозначным идеалом для нового российского общества, поскольку экономический уровень государства не всегда связан с удовлетворенностью его населения.
"Где живут самые счастливые люди? Не в США, не в Канаде, и не в Скандинавских странах, где самые высокие объективные показатели качества жизни, доверия и всех прочих вещей, которые так любят экономисты. Самый высокий показатель счастья - на Фиджи и в Нигерии, в странах достаточно бедных", - отметил он.
По его мнению, социальное самочувствие россиян вскоре улучшится само собой.
"Приближение весны, а также повышение политической определенности после президентских выборов будут работать на повышение показателей социального самочувствия. Ну а дальше многое будет зависеть от перспектив российской экономики", - резюмировал эксперт.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции