МОСКВА, 1 фев - РИА Новости. Почти восьмилетнюю работу Виктора Христенко на посту министра промышленности РФ сложно оценить однозначно, считают опрошенные агентством "Прайм" эксперты. Они отмечают, что чиновник работал в переломные для страны времена, получив "в нагрузку" к должности дышавшую на ладан промышленность, но ведомству все же удалось осуществить ряд серьезных реформ. При этом, как бы ни критиковали Христенко представители бизнеса, он никогда не получал нареканий от руководства страны.
Христенко в среду покинул Минпромторг в связи с переходом в Евразийскую экономическую комиссию.
Минус на плюс
По мнению аналитиков, говорить об удовлетворительной или неудовлетворительной работе Христенко на посту министра не совсем корректно: работать ему пришлось в переломный период, когда российская промышленность, в основном заложенная еще во времена СССР, годами находилась в очень сложном положении.
Эксперты отмечают, что крупные предприниматели не всегда были довольны ведомством Христенко. Однако при этом все признают, что за тот период, когда он находился "у руля" Минпромторга, произошел ряд серьезных изменений в российской экономике.
"Плачевные события 2008-2009 годов могли надолго парализовать отечественную промышленность, но этого не произошло. Совместно с Минпромторгом были разработаны меры, которые стимулировали автопром (программы утилизации и льготного кредитования) и судостроение, велась и ведется активная работа по улучшению восприятия продукции российского авиапрома, да и в целом отрасли машиностроения, на уровне зарубежных компаний и национальных государств", - говорит Кирилл Маркин из "Инвесткафе".
"Рост числа совместных производств с иностранными партнерами - это заслуга и Минпромторга в том числе", - уверен эксперт.
Со своей стороны, Андрей Рожков из ИФК "Метрополь" считает, что министерство при Христенко проводило довольно пассивную политику, не создав достаточного количества стимулов для развития, в частности, в самолетостроении и сельхозмашиностроении. "В автомобильной отрасли, хоть и есть позитивный результат в виде создания производств глобальными компаниями, но этого явно недостаточно - уровень локализации низкий, а производств ключевых компонентов в виде двигателей и коробок передач - не создано", - говорит он.
Время на развитие и модернизацию упущено, полагает аналитик. "Однако я бы не стал возлагать ответственность за это на одного Христенко - проблема еще и в неэффективности бюрократической системы", - добавил Рожков.
Автопром: знаковые события
По мнению Михаила Пака из "Атона", наиболее яркие и значимые события при Христенко произошли в автомобильной отрасли. "Не без участия Христенко прошли знаковые для России сделки с мировыми автопроизводителям, причем не только создание сборочных предприятий на территории РФ, но и сделки по покупке пакетов Renault и Daimler в "АвтоВАЗе" и КАМАЗе ", - говорит он.
Президент "АвтоВАЗа" Игорь Комаров оценил Христенко как настоящего профессионала, отметив, что "АвтоВАЗ" работал с его министерством очень продуктивно. Комаров напомнил, что министерство под руководством Христенко участвовало в разработке программы развития "АвтоВАЗа" до 2020 года, в организации программы утилизации - одного из самых успешных инструментов преодоления кризиса в автомобильной отрасли.
"АвтоВАЗ" выжил в кризис 2088-2009 годов и сегодня развивается, запуская новые модели автомобилей Lada, - в этом, в том числе, заслуга и Виктора Христенко как министра промышленности и торговли", - сказал "Прайму" глава автогиганта.
Пак также считает, что нельзя преуменьшать роль Христенко в лоббировании интересов российских автомобилистов, особенно в кризис 2008-2009 годов, что привело к увеличению импортных пошлин на автомобили и появлению программ утилизации и льготного автокредитования.
Авиапром: консолидация
Христенко в СМИ называли одним из наиболее активных пропагандистов идеи частно-государственного партнерства, в том числе в рамках госкорпораций. Объединенная авиастроительная корпорация, Объединенная судостроительная корпорация, а также "Ростехнологии" были образованы именно в его бытность министром промышленности и энергетики.
"Если говорить об авиастроении, то, с одной стороны, под присмотром Христенко произошла консолидация отрасли, что в результате породило ОАК с его Superjet", - согласен Пак. С другой стороны, существенного улучшения в двигателестроении или же станкостроении не произошло, отмечает он.
"Кроме того, состояние отдельных предприятий российского судостроения оставляет желать лучшего из-за того, что стоило более пристально регулировать отрасль как на операционном уровне, так и на уровне собственников", - добавляет эксперт.
Правительственный долгожитель
Христенко стал уже третьим "долгожителем", покинувшим правительство РФ за последние несколько месяцев. До этого в сентябре прошлого года был отправлен в отставку Алексей Кудрин, с 2000 года возглавлявший Минфин, а в декабре Сергей Иванов, работавший в правительстве на разных должностях с 2001 года, был назначен главой администрации президента.
Христенко проработал в российском правительстве почти 15 лет, включая восемь лет на посту министра промышленности. В июле 1997 года он был назначен заместителем министра финансов РФ. Затем занимал посты вице-премьера в правительстве Сергея Кириенко (с апреля по сентябрь 1998 года), первого заместителя министра финансов (с октября 1998 года по май 1999 года). В мае 1999 года был назначен одним из двух первых вице-премьеров в правительстве Сергея Степашина (впоследствии сохранил этот пост в первом правительстве Владимира Путина), в январе 2000 года - вице-премьером в правительстве Михаила Касьянова.
С 24 февраля по 5 марта 2004 года, в период после отставки Касьянова и до назначения премьер-министром Михаила Фрадкова, Христенко временно исполнял обязанности председателя правительства.
В марте 2004 года Христенко занял пост министра промышленности и энергетики РФ. Впоследствии, в 2008 году, это ведомство было упразднено, а взамен образованы два отдельных - министерство промышленности и торговли и министерство энергетики. Минпромторг Христенко возглавлял с мая того же года.
Христенко в разное время курировал многие вопросы, в том числе экономии и контроля федеральных средств, разработки проекта федерального бюджета, проведения экономических реформ и т.д. Он возглавлял рекордное количество межведомственных комиссий. При подобном объеме полномочий громких скандалов, связанных с министром, никогда не было, как и серьезных нареканий со стороны руководства.
Христенко считается эффективным аппаратчиком. С 2001 года его периодически прочили на должность премьера, однако он не стремился наверх, скорее являясь дисциплинированным, исполнительным и подчеркнуто аполитичным чиновником, отмечают эксперты.
Из Минпромторга в ЕЭК
Христенко покинул Минпромторг в связи с переходом в Евразийскую экономическую комиссию - новый постоянный регулирующий орган Таможенного союза и Единого экономического пространства России, Белоруссии и Казахстана.
Христенко, которому в августе исполнится 55 лет, был назначен председателем коллегии (исполнительного органа) ЕЭК в конце прошлого года. В этой должности он будет иметь статус независимого международного чиновника.
В задачи Евразийской экономической комиссии входят обеспечение условий функционирования и развития ТС и ЕЭП, а также выработка предложений по интеграции в рамках этих объединений. Базовые документы о создании Единого экономического пространства вступили в силу с 1 января 2012 года.
Между тем, пока нет никаких официальных сообщений о том, кто займет освободившийся пост главы Минпромторга РФ. По данным СМИ, ведомство, пока с приставкой "и.о.", может возглавить нынешний замминистра Денис Мантуров, курирующий таможенно-тарифную политику, оборонный комплекс и фармацевтическую промышленность. По информации агентства "Прайм", еще одним возможным кандидатом на пост министра является владелец группы Sollers Вадим Швецов.
Окончательное решение о назначении министра будет принято весной - после президентских выборов.