МОСКВА, 1 фев - РИА.Туризм, Юлия Батырь. Минимум половина клиентов "Ланта-тура" не сможет обратиться за компенсациями в страховую компанию, так как не имеют надлежащим образом оформленных договоров с турагентствами, заявил на пресс-конференции в РИА Новости председатель Союза потребителей РФ Петр Шелищ.
"Минимум половина людей, обращающихся сейчас за получением документов о невозможности исполнения обязательств, приобретали путевки не в "Ланта-тур", а у турагентств. И они приобрели свои туры таким образом, что невозможно установить их как людей, оплативших свой договор с "Ланта-туром". Это значит, что они отдавали турагентству деньги, турагентство отправляло их банковским переводом, наличными с курьером в кассу туроператора, или деньги оформлял курьер на себя лично. Страховая компания требует подтверждения, что турист состоит в договорных отношениях с туроператором, а такого подтверждения нет - деньги сдавал Вася Петров. Почему? Потому что это работа "в черную", уход от налогообложения, приходные ордера потом уничтожаются, и такого туриста не существует. Когда все работает как часы, проблем у туриста не возникает, но сейчас у туристов проблемы с возмещением", - отметил он.
По его словам, все это ставит вопросы о том, как работает туристический рынок. "Почему сумели пролоббировать участники рынка то, что так и не были приняты поправки в закон о турдеятельности, где был запрет на самостоятельную деятельность агентства. Еще более важный вопрос - о роли страховых организаций. В цивилизованных странах страховщики не ограничиваются выплатой компенсаций пострадавшим. Их главная функция - предотвращение наступления страховых случаев. У нас они этим не занимаются. Они получают премии от застрахованных лиц и спокойно ждут страховых случаев", - рассказал эксперт.
По его словам, если бы все упиралось в 30 миллионов рублей (неполученного кредита), то страховщик мог перестраховать риски туроператоров. Все это говорит о несовершенстве механизмов защиты туристов.
По его мнению, в России не создано действенных механизмов защиты прав потребителей в сфере туризма.