Евгений Беленький, руководитель представительства РИА Новости в Таиланде.
Причины того, что "Ланта-тур вояж", один из столпов отечественной туристической индустрии, рухнул, можно искать в чем угодно. В кознях конкурентов. В поведении банка, неожиданно отказавшего в кредите (видимо, у банка были для этого какие-то основания). В войне демпингов, развернувшейся на российском туристическом рынке.
Или в том простом и печальном факте, что в нашей туристической индустрии уже давно не занимаются туризмом в классическом смысле этого слова, а играют в какую-то то ли биржевую, то ли просто азартную игру на авиабилетах и гостиничных номерах. Со всеми выходящими отсюда последствиями.
Кто жертвы: туристы? Гостиницы?
В Таиланде, где на момент объявления о приостановке деятельности компании находилось около полутора тысяч ее клиентов, проблемы возникли в основном у тех, кто размещался в трехзвездочных гостиницах. Четырех- и пятизвездочные отели обычно заключают с туроператорами более жесткие контракты, в которых чаще всего нет места кредиту.
Ростуризм опубликовал номера телефонов оперативного штаба в Таиланде>>
"Трехзвездочников", естественно, значительно больше, чем постояльцев более дорогих гостиниц. Некоторые из них копили на отдых весь год и привезли с собой минимум денег, оплатив "Ланта-тур вояж" в России перелет, проживание с завтраком и несколько экскурсий. Совершенно понятно их возмущение, когда гостиница требует фактически повторной оплаты проживания из-за того, что российский туроператор не выполнил свои платежные обязательства по контракту. Да еще, как это произошло в "Амбассадоре" в Паттайе, лишает их доступа к сейфовым ячейкам, где хранятся деньги, паспорта и ценные вещи.
Однако понять можно и администрацию гостиниц. Если турист, которому пришлось из собственного кармана повторно оплатить свое проживание, еще может по возвращении в Россию потребовать возмещения этих расходов за счет страховки обязательств "Ланта-тур", то шансы таиландской гостиницы на получение своих денег от "Ланта-тур", например, через суд, практически равны нулю.
Туризм и закон
Никакого двустороннего таиландско-российского документа – специального договора, соглашения о туристическом обмене, в котором методы разрешения споров были бы раз и навсегда определены и которое могло бы стать юридической базой для взыскания долга у российской компании, страны пока не подписали.
Договор же о туристическом обслуживании, подписанный между клиентом и "Ланта-туром" не является международно-правовым документом, он действует только в России и основанием для каких-либо юридических действий на территории иностранного государства являться не может.
Остается контракт между "Ланта-тур вояж" и иностранным юридическим лицом, то есть, в данном случае, гостиницей. Но именно этот контракт российский туроператор и нарушил, не оплатив в положенное время услуги гостиницы.
Клиент не виноват в том, что туроператор нарушил контракт. Но и гостиница, коммерческое предприятие, не может просто так согласиться с убытками, которые ей никто не возместит. Круг замкнулся.
Почему заботы падают на плечи дипломатов?
Приостановка деятельности "Ланта-тур" – не первый случай в отечественной туристической индустрии, и не первый случай за мои 20 лет в Юго-Восточной Азии. Каждый раз, когда замыкается такой круг, наибольшая нагрузка ложится не на коммерческие структуры, а на консульские учреждения РФ за границей.
В Таиланде, в который, по последним данным, приезжает больше миллиона россиян в год, в самый обычный день у окошка, через которое выдают иностранцам российские визы, а россиянам – справки и доверенности, полно людей, которые плотно заполняют внешние помещения консульского отдела посольства РФ. При этом сотрудники отдела еще должны выезжать на места происшествий с россиянами, а таких происшествий с нашими соотечественниками, как мы знаем, бывает немало.
Благодаря открытию почетных консульств по провинциям Чонбури и Районг на восточном побережье Таиланда (в этот консульский округ входит курортный город Паттайя) и на острове Пхукет на южном побережье, российские дипломаты получили возможность гораздо быстрее реагировать на различные происшествия с россиянами – ДТП, столкновения лодок, аресты местной полицией за правонарушения и т.д.
Но насколько вообще консульской является проблема разорившейся турфирмы и ее расчетов с клиентами? Безусловно, когда туристов удерживают насильно в гостинице, не выдают им их личные вещи и грозят вызвать полицию – это дело консульское. Так ведь в таиландской Паттайе консульские работники и решили эти вопросы на второй день после объявления о приостановке деятельности компании. Но не вопросы расчетов и неплатежей.
Спецоперация
В давние времена – в 1995 году – мне в качестве переводчика пришлось участвовать вместе с тогдашним консулом в "операции по освобождению заложников". Ситуация напоминала нынешнюю.
Разорилась российская турфирма, по линии которой в Паттайе находилась группа школьников с учителями, без родителей. Местная туристическая фирма, принимавшая россиян, дала распоряжение отелю не выпускать туристов на улицу до тех пор, пока из России не придут деньги. История стала известна российским СМИ (в том числе и я сам писал об этом) и дошла до российских властных структур, которые дали добро на "освобождение заложников".
Мы пригнали в Паттайю посольский автобус с дипломатическими номерами, дав водителю один из четырех имевшихся тогда в официальной российской колонии мобильных телефонов. Консул и я нанесли визит начальнику полиции Паттайи, объяснили ситуацию. Начальник вместе с нами выехал в отель и начал выяснять у администрации, как так получилось, что гостиница удерживает заложников.
Пока администрация, бледнея и краснея, объясняла, что она, дескать, ни при чем и названивала директору тайско-немецкой турфирмы, которая дала указание "держать и не пущать", мы вызвали по телефону стоявший неподалеку автобус с дипномерами, вывели всех туристов вместе с приготовленными заранее вещами из гостиницы, усадили в автобус и уехали.
Я прощался с начальником полиции как раз в тот момент, когда красный после длинной пробежки директор турфирмы влетел в лобби и еще минуты три пытался отдышаться, прежде чем смог что-то сказать.
Что изменилось с 1995 года?
Сегодня похожая ситуация, но есть одно "но". Тогда российская фирма подписывала контракт с тайско-немецкой, являвшейся юридическим лицом по тайскому законодательству. То есть если турфирма не выполняет своих обязательств перед гостиницей, то случается разбирательство между двумя тайскими юридическими лицами.
Однако с конца 90-х годов прошлого века самый распространенный вид контракта в таиландско-российских отношениях в сфере туризма – это прямой контракт между российским туроператором и тайским отелем, без посредничества местной турфирмы. Есть и "завуалированная" форма того же самого – когда туроператор сам создает в Таиланде местное юридическое лицо с таким же названием, как и головная компания в России, и действует через него.
Это, безусловно, упрощает процедуры и снижает расходы (хотя, кажется, на конечную цену продукта влияет слабо), но в ситуации "Ланта-тур вояж" превращается в проблему, которую некому решать.
Правильное решение принял Ростуризм, направив в воскресенье своего представителя на помощь россиянам в Таиланд. Конечно, чтобы эффективно решать проблемы, ему придется за сутки-двое разобраться в тайском законодательстве и структуре местной туристической "вертикали власти". Здесь помогут дипломаты.
Но, может быть, при миллионе туристов в год, есть смысл подумать о постоянном представительстве Ростуризма в Таиланде? Постоянный представитель смог бы без спешки разобраться в местных реалиях, установить хорошие деловые отношения с чиновниками туристических ведомств страны, туристической полицией, с местными турфирмами и представительствами российских туроператоров.
Вообще-то стоит задуматься и об открытии других постоянных представительств российских организаций в Таиланде, например, представительства российской полиции. Потребность в этом случается. Но это уже совсем другая история.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции