Андрей Федяшин, политический обозреватель РИА Новости.
Президент Грузии Михаил Саакашвили был впервые за все время правления нынешней администрации принят 30 января в Белом доме и провел встречу с президентом Бараком Обамой.
Со времени вступления Обамы в должность в январе 2009 года глава Грузии не раз пытался договориться о беседе в Белом доме, но никак не получалось. Все, что было до сих пор, проходило исключительно "на полях" тех или иных мероприятий. До сегодняшнего свидания Обама виделся с Саакашвили три раза: в апреле 2010-го на саммите по ядерной безопасности в Вашингтоне (всего минут десять); в ноябре того же года на лиссабонском саммите НАТО и в январе 2011-го на похоронах известного американского дипломата Ричарда Холбрука (минут по двадцать).
Занятный нюанс: грузинская сторона везде говорила об официальном визите Саакашвили в США. И о том, что он свидетельствует об исключительном месте Тбилиси во внешней политике Вашингтона, подтверждает, укрепляет и выводит их на новый стратегический уровень…и пр. Но в пресс-релизах Белого дома этот термин ни разу не употребляется. Говорилось лишь о встрече в Овальном кабинете, которая приурочена к исполняющейся весной (24-го марта) 20-й годовщине установления дипломатических отношений между Грузией и США.
Простому смертному такие мелочи, может, и незаметны, но в дипломатическом протоколе официальный визит с его помпой и множеством готовящихся к подписанию документов и просто визит – две большие разницы.
Для понимания: до встречи с Обамой Саакашвили сначала приехал в Калифорнию, чтобы выступить на бизнес-конференции Basecamp.
Президент с истекшим гарантийным сроком
После "кавказской войны" 2008-го года на Саакашвили из Вашингтона, особенно с приходом администрации Обамы, смотрели как на некоторое подобие "испорченного товара" (на случай, если Михаил Николозович вдруг обидится: это выражение американских газет), у которого гарантийный срок истек вместе с уходом исключительно дружественной администрации Буша-младшего, но выбросить нельзя. Надо "доводить до ума" собственными руками. Что, собственно, на встрече и началось.
Обама встречается с грузинским лидером на фоне спора с Россией. Читать на сайте InoСМИ>>
И, видимо, будет продолжаться весь этот год и следующий.
В Грузии в нынешнем году предстоят парламентские выборы, а в следующем году – президентские.
Герой "революции роз" уже довольно здорово изменил конституцию под себя. Поправки предусматривают расширение полномочий премьер-министра и парламента при одновременном резком сокращении полномочий президента. Действовать в полную силу последняя, президентская, поправка начнет как раз после истечения президентского срока Саакашвили в январе 2013-го и выборов нового президента.
Западные эксперты поговаривают даже, что Саакашвили уже готовится "to pull a Putin", что в вольном переводе означает повторить "фокус Путина". В интерпретации европейских политологов это означает стать правящим премьером при сильно ослабленном конституционными поправками президенте. Грузинская оппозиция же вообще утверждает, что в Грузии фактически действует однопартийная политическая система, вольнодумие и инакомыслие подавляются, ТВ и печать в массе своей подконтрольны Саакашвили. А все силовые министерства выполняют исключительно волю президента. И сил честно биться с Саакашвили невозможно.
Обама публично грузинскому президенту о таких его "проказах" не напомнил, но когда он по итогам встречи сказал перед журналистами, что надеется на "честные и свободные выборы" и "официальную передачу власти", было совершенно ясно, на что он намекает.
США не склонны переоценивать роль Саакашвили в отношениях с Грузией. Читать на сайте InoСМИ>>
Российская составляющая
В отношениях США и Грузии всегда будет либо незримо, либо явно присутствовать и "третья составляющая" – Россия. От этого никуда не уйти. Особенно после "кавказской войны" августа 2008-го, которая есть и урок и напоминание о том трудном времени, когда Михаилу Николозовичу при Буше-младшем было позволено "озорничать" вплоть до начала войны, повлекшей за собой ответный удар России и откол от Грузии целых регионов.
Эта самая составляющая на встрече очень любопытным образом выплыла из тени. Обама, упоминая достижения Грузии в формировании институтов демократического государства, заметил, что он "приветствует то, как происходил процесс формирования институтов в России (оговорился, конечно, но поправился) – в Грузии…".
Вряд ли на встрече могли обойтись без обсуждения последствий этого конфликта: с какой стороны ни глянь, вся нынешняя политика и России и Белого дома в отношении Грузии есть пока одно большое последствие этой небольшой войны. Но официально она присутствовала только в поддержке Обамой "территориальной целостности" Грузии.
Саакашвили после кавказской войны августа 2008-го года превратился в очень трудного союзника Вашингтона. Вернее, Обамы. Потому что после войны, стало ясно, что без прямого благословления бушевской администрации Саакашвили начать военные действия просто не мог. С 2002-го года в Грузию навали сотнями прибывать американские военные советники. Армию Саакашвили строили, обучали, вооружали, учили тактике и всему вплоть до логистики именно американцы. И в штабах, и в частях, и в гарнизонах сидели американские инструкторы. Трудно поверить, что они могли не заметить такую "мелочь", как подготовка к войне. Абсурд. И что это была не война России против Грузии, а война Москвы против Саакашвили, тоже стало ясно: ничего национального – чисто геополитический бизнес.
Даже обсуждение вопроса о вероятном заключении между США и Грузией соглашения о свободной торговле (самое конкретное, о чем шла речь на встрече) не обошлось без российского контекста.
Администрация Обамы готовится весной или в начале лета продавить через конгресс отмену пресловутой поправки Джэксона-Вэника 1974-го года (поправка поставила нормализацию торговых отношений в прямую зависимость от свободы эмиграции евреев из СССР).
Этот политический анахронизм противоречит уставу ВТО, куда Россия должна официально вступить уже в этом году, и не дает распространить на РФ режим постоянных нормальных торговых отношений.
Параллельное соглашение о свободе торговли с Грузией, как полагают в администрации, должно уластить конгрессменов, которые считают, что Обама забыл новые демократии из бывшего СССР и слишком уж много внимания уделял "перезагрузке" с Россией. Перед президентскими выборами в ноябре Обама не может не учитывать такие настроения.
Будет ли в Тбилиси улица Обамы?
Саакашвили пришлось не без труда налаживать отношения с 44-м президентом США. Примером как раз и может служить то, что до Овального кабинета его допустили только сейчас, в последний год нынешнего срока президентства.
В дружбе Саакашвили и Джорджа Буша-младшего было слишком уж много личного – вплоть до переименования старой Мелаанской в улицу Джорджа Буша в сентябре 2005-го после майского визита Буша в Тбилиси. Теперь все, кто едет из Тбилисского международного аэропорта, после Кахетинского шоссе проезжают по улице Джорджа, и он улыбается им с большой вывески имени себя.
Упражнения в международном "политическом подхалимаже" (это выражение грузинской оппозиции) не есть, конечно, нечто эндемически присущее исключительно Михаилу Николозовичу.
Кроме Тбилиси, такие же штуки проделывали в свое время албанские власти в косовской столице Приштине. Но даже у них хватило ума на политическую прозорливость: в Приштине есть и улица Буша (республиканца), и бульвар его предшественника Билла Клинтона (демократа).
Интересно, появится ли в Тбилиси после допуска в Овальный кабинет еще и улица Обамы?
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции