МОСКВА, 30 янв - РИА Новости. Директоры театров и руководство московского департамента культуры считают, что в столице катастрофически не хватает киосков по продаже билетов на спектакли и концерты, в то время как участники рынка сетуют на дороговизну содержания касс и необходимость участия в аукционах наряду с продавцами табачной и слабоалкогольной продукции.
Об этом на слушаниях в Общественной палате в понедельник рассказали представители столичной власти, бизнеса и театрального сообщества.
Кассы - в массы
Несмотря на то, что торговля через интернет набирает обороты, театральная сфера в этом отношении оказалась невероятно консервативной. По сведениям Владимира Агафонова, гендиректора "Московской дирекции театрально-концертных и спортивно-зрелищных касс" (МДТЗК) за год в Москве приобретается 10-12 миллионов билетов (не считая кино). При этом через интернет-агентства, а их насчитывается не менее сотни, реализуется только пятая их часть. Возглавляемая Агафоновым компания с более чем 85-летней историей - одна из старейших и владеющая на сегодняшний день самым большим количеством касс - 120-ю. Для сравнения, у конкурентов, например, компаний "Партер" и "Арт-метро" порядка 10 у каждой.
Со своей стороны, директор Театра Вахтангова Кирилл Крок отметил, что через городские театральные кассы каждый месяц продается 6 - 6,5 тысяч билетов на их спектакли, в то время как через сайт театра - порядка 700-800.
Эксперты объясняют это тем, что среди театралов немало людей в возрасте, которые не имеют возможности или попросту боятся пользоваться интернетом и кассовыми терминалами, а среди молодежи есть те, кто не уверен в безопасности онлайн оплаты. Но, как выяснилось, кассы выполняют и важную социальную функцию, которая за многие годы стала приметой городской среды.
"При довольно высокой себестоимости услуги кассы выполняют и информационную функцию, и сохраняют человеческое общение в городе. Люди хотят услышать совет, мнение о том или ином спектакле. Никакая электронная система обратной связи не дает", - сказала заместитель руководителя департамента культуры Евгения Шерменева. При этом Агафонов отметил, что советам кассиров можно доверять - они ходят практически на все московские премьеры.
Шерменева уверена, что необходимо поддерживать и развивать старую модель продажи театральных билетов, несмотря на технологические новшества. А среди них - объединение подведомственных департаменту культуры учреждений единой информационной системой, дополнительной опцией которой была бы реализация билетов через специальные терминалы.
Без билета нет балета
На деле же, поделился Агафонов, билетных касс из-за реорганизации торговых точек в Москве, проведения торгов на их обустройство и дороговизны содержания киосков, в последнее время не прибавилось.
По данным организаторов слушаний, в Москве сосуществует 5-8 компаний, которые реализуют билеты через стационарные кассы.
"В конце 2009 года начались работы по упорядочиванию торговых точек в городе. Тогда 40 киосков не работало, через некоторое время мы смогли практически все вернуть на свои места", - рассказал он.
По словам гендиректора МДТЗК, предписание убрать киоски из метро и отодвинуть на несколько метров от станций метрополитена в результате не лучшим образом сказалось на продажах.
Например, билетная касса, которая находилась рядом с "Парком культуры" кольцевой линией и передвинутая ближе к Большому Чудову переулку, раньше в месяц продавала 2,5 тысячи билетов, а сейчас - 700-800.
"Раньше было понятие социальной значимости. Мы (театральные кассы) единственные могли размещаться в метро и вблизи от него, сейчас на деле это не происходит", - констатировал Агафонов.
Со своей стороны, руководитель столичного департамента торговли и услуг Михаил Орлов рассказал, что городское руководство решило сохранить все киоски прессы и театральных билетов.
"Вопросы, которые возникают на территории метрополитена и Гормоста, решены, и все объекты там будут сохранены", - заверил он, а заместитель начальника Московского метрополитена Игорь Пресняков добавил, что в "ближайшее время по ходатайству департамента культуры и с разрешения ФАС" договоры с компаниями, продающими театральные и концертные билеты, будут пролонгированы.
Таким образом, ситуация с билетными кассами в метро в скором времени обещает разрешиться, однако проведения аукционов торговыми точками еще никто не отменял.
Агафонов рассказал, что в некоторых аукционах они даже не пытались участвовать - из-за угроз и шантажа, когда некоторые участники торгов просили деньги за то, чтобы не делать ставки во время их проведения, а другие выкупали места, толком не понимая, зачем они им.
Швыдкой уверен, что киоски с театрально-концертными билетами и прессой - социально-культурная услуга, поэтому приравнивать их к обычным торговым киоскам, как сейчас, несправедливо.
"Должны быть применены некоторые акты, которые сохраняли бы преференции театральных касс и киосков с прессой", - полагает он.
С ним согласен и заместитель председателя Союза театральных деятелей России Геннадий Смирнов, считающий, что пропаганда театрального искусства не должна сопоставляться с мелкорозничной торговлей. Он уверен, что "размещение театральных касс должно происходить на основе городского социального заказа, со всеми льготами, а не на конкурсной основе".
Как отметил руководитель департамента торговли и услуг, сейчас аукционы имеют целевое значение - в минувшем году впервые к формированию схемы, где и что должно продаваться, были привлечены жители города. Затем их предложения утвердили депутаты муниципальных образований, а уже на их основании стали проводится аукционы - то есть там, где население захотело киоск с хлебом, не должно появиться что-то еще.
"Какие-то киоски становятся неактуальными, другие не будут исполнять взятые обязательства - например, вместо торговли молоком продавать что-то еще. Эти договоры будут расторгаться", - рассказал Орлов.
Таким образом, в городе будет осуществляться ротация торговых точек, в которую, возможно, встроится и компания, продающая театральные и концертные билеты. На льготы пока что рассчитывать не приходится.