Трехлетний опыт ЕГЭ свидетельствует, что при приеме в вузы нужно учитывать не только его результаты, но и ряд других факторов, характеризующих подготовленность абитуриентов. По поручению президента России к февралю 2012 года должны быть представлены предложения экспертов по совершенствованию ЕГЭ. Мнением о необходимых в нем изменениях делится в интервью РИА Новости генеральный директор Открытого института "Развивающее образование", заместитель директора московской школы № 1133 Алексей Воронцов.
- Алексей Борисович, чем, на ваш взгляд, нужно дополнить ЕГЭ, чтобы сделать итоговую аттестацию в школе более показательной в плане соответствия абитуриента данному вузу?
- Ситуация, когда ЕГЭ является единственным способом итоговой аттестации школьников, имеет целый ряд недостатков. Это и отстранение школьного педагогического коллектива от итоговой оценки знаний, что порождает недовольство экзаменом со стороны учителей, и падение авторитета школы. Итоговая оценка знаний должна быть более разносторонней и проверять межпредметные компетенции, которых ЕГЭ не оценивает.
Помимо обязательных ЕГЭ по русскому языку и математике, а также ЕГЭ по выбору, каждый регион должен проводить обязательный экзамен в любом удобном ему формате (тестирование, устный экзамен, творческая работа) по еще одному предмету, который выбирается исходя из образовательной политики конкретного субъекта Федерации. Кроме того школа должна проводить собственную итоговую аттестацию выпускника в любой форме - исследование по тому или иному предмету, творческая работа, реферат.
- Как, по-вашему, должны измениться контрольно-измерительные материалы (КИМ), к которым все годы существования ЕГЭ предъявляют претензии?
- КИМ должен состоять из двух частей: «школьной» и «вузовской». Сейчас такая система разработана для ЕГЭ по математике, нужно ее распространить и на русский язык, и на другие предметы. Школьная часть проверяет, насколько ребенок освоил знания, предполагаемые стандартом для базового уровня изучения и только. Те, кто не собирается представлять результаты экзамена по тому или иному предмету в вуз, могут ограничиться лишь школьной частью. Вузовская часть должна демонстрировать, что человек освоил знания по определенной дисциплине на профильном уровне и готов к ее дальнейшему серьезному изучению.
- Обсуждается вопрос, что при поступлении в вуз нужно будет, помимо результатов ЕГЭ, представлять портфолио. Нужно ли оговорить, что именно должно войти в портфолио и как приемной комиссии оценивать отраженные там достижения абитуриента?
- Я положительно оцениваю саму идею портфолио, но считаю, что формализовать его как раз не стоит. Следует только оговорить, сколько баллов может портфолио прибавить к результатам экзаменов. Портфолио должно показывать приемной комиссии высокую мотивацию абитуриента поступить именно в этот вуз. Невозможно учесть все способы это сделать - вузы очень разные, и им требуются разные сведения о поступающих. Факультеты журналистики, вероятно, высоко оценят наличие опубликованных статей (творческие конкурсы там существуют с советских времен), авиастроительные вузы - участие в кружке авиамоделирования, химические или физические - научное исследование или патент на какое-то открытие.
- Но как избежать возможного произвола при подобной системе приема?
- Это достаточно легко сделать: вуз заранее в уставных документах оговаривает правила приема и, разумеется, не меняет их, пока идет зачисление. Зато любая формализация здесь приведет к очень печальным последствиям. Ведь что происходит сегодня с олимпиадами? Поскольку участие в них школьников часто дает учителям прибавку к зарплате и повышает престиж школы в глазах местных чиновников, учителя заставляют всех сколько-то успевающих учеников участвовать в олимпиадах - каждый по своему предмету. В результате если раньше на олимпиады шли действительно талантливые дети, сейчас уровень олимпиад понижается, резко возрастает коррупция.
Или другой пример. В России проводится множество олимпиад, но только некоторые из них обеспечивают бонус при поступлении в вуз. И дети вынуждены участвовать в первую очередь именно в этих олимпиадах, а в остальных - по остаточному принципу. По опыту учащихся моей школы могу сказать: если бы не поступление, многие бы выбирали совсем другие олимпиады.
Если формализовать портфолио на федеральном уровне, мы через несколько лет получим следующую картину: в старших классах каждый школьник будет считать своим долгом поучаствовать в нескольких олимпиадах из списка. В результате уровень олимпиад упадет еще ниже - там будут участвовать вообще все подряд.
Так что пусть вузы оценивают на свое усмотрение, в каких олимпиадах участвовал или победил школьник, какие у него есть результаты исследований, чем он вообще может доказать, что станет успешным студентом именно этого вуза.
Материал подготовила Екатерина Рылько (НИУ ВШЭ), специально для РИА Новости