На берегу Северной Двины в 25 километрах от Архангельска расположился крупнейший в России музей деревянного зодчества под открытым небом "Малые Корелы", где можно познакомиться с самобытной культурой поморов Русского Севера.
© РИА.Туризм / Татьяна ПановаНа берегу Северной Двины в 25 километрах от Архангельска расположился крупнейший в России музей деревянного зодчества под открытым небом "Малые Корелы", где можно познакомиться с самобытной культурой поморов Русского Севера.
На берегу Северной Двины в 25 километрах от Архангельска расположился крупнейший в России музей деревянного зодчества под открытым небом "Малые Корелы", где можно познакомиться с самобытной культурой поморов Русского Севера.
1 из 21
© РИА.Туризм / Татьяна ПановаТерритория музея поделена на сектора. Экспозиция каждого из них решена как фрагмент поселения этнографического района Архангельской области с типичным для него комплексом жилых и хозяйственных построек.
Территория музея поделена на сектора. Экспозиция каждого из них решена как фрагмент поселения этнографического района Архангельской области с типичным для него комплексом жилых и хозяйственных построек.
2 из 21
© РИА.Туризм / Татьяна ПановаСамый "обжитый" сектор в "Малых Корелах" - Каргопольско-Онежский - располагается неподалеку от входа. Именно здесь проводятся народные праздники, фестивали, свадебные обряды и подавляющая часть музейно-образовательных программ. Фольклорно-этнографический театр, а также мастера народных промыслов вводят вас в мир традиций жителей Русского Поморья.
Самый "обжитый" сектор в "Малых Корелах" - Каргопольско-Онежский - располагается неподалеку от входа. Именно здесь проводятся народные праздники, фестивали, свадебные обряды и подавляющая часть музейно-образовательных программ. Фольклорно-этнографический театр, а также мастера народных промыслов вводят вас в мир традиций жителей Русского Поморья.
3 из 21
© РИА.Туризм / Татьяна ПановаНа холме над рекой Корелкой возвышается шатровая колокольня из села Кулига-Дракованово Красноборского района. Это один из старейших памятников Архангельской области, датированный концом XVI века. На восьмерике расположена звонница, а венчает колокольню восьмигранный шатер с главкой.
На холме над рекой Корелкой возвышается шатровая колокольня из села Кулига-Дракованово Красноборского района. Это один из старейших памятников Архангельской области, датированный концом XVI века. На восьмерике расположена звонница, а венчает колокольню восьмигранный шатер с главкой.
4 из 21
© РИА.Туризм / Татьяна ПановаМакарьевская часовня XVIII века срублена в честь почитаемого на Русском Севере чудотворца Макария Унженского и Желтоводского. Изящность постройке придает декор - резная галерея-гульбище, ажурная звонница, маленькая луковичная главка.
Макарьевская часовня XVIII века срублена в честь почитаемого на Русском Севере чудотворца Макария Унженского и Желтоводского. Изящность постройке придает декор - резная галерея-гульбище, ажурная звонница, маленькая луковичная главка.
5 из 21
© РИА.Туризм / Татьяна ПановаШироко распространенный тип северного жилища - дом-двор - представлен избой каргопольского крестьянина Третьякова конца XIX века. В доме под одной крышей объединены как жилые, так и хозяйственные помещения – сени, сеновал и скотный двор, а сама изба стоит на высоком подклете.
Широко распространенный тип северного жилища - дом-двор - представлен избой каргопольского крестьянина Третьякова конца XIX века. В доме под одной крышей объединены как жилые, так и хозяйственные помещения – сени, сеновал и скотный двор, а сама изба стоит на высоком подклете.
6 из 21
© РИА.Туризм / Татьяна ПановаТрадиционно дома на Русском Севере топились по-черному и носили название "курной", или "рудной", избы. У печей отсутствовала труба, и дым из устья печи поднимался под потолок, а затем вытягивался через волоковое окно в стене и уходил через дымник на крыше. Такие печи давали больше тепла и требовали меньше топлива.
Традиционно дома на Русском Севере топились по-черному и носили название "курной", или "рудной", избы. У печей отсутствовала труба, и дым из устья печи поднимался под потолок, а затем вытягивался через волоковое окно в стене и уходил через дымник на крыше. Такие печи давали больше тепла и требовали меньше топлива.
7 из 21
© РИА.Туризм / Татьяна ПановаВ северных домах с высокими сводчатыми потолками такая топка не давала угара. Одновременно она так просушивала стены и кровлю, что они практически не гнили. Издержки такой топки вполне очевидны: потолок и верхние венцы избы покрыты толстым слоем сажи.
В северных домах с высокими сводчатыми потолками такая топка не давала угара. Одновременно она так просушивала стены и кровлю, что они практически не гнили. Издержки такой топки вполне очевидны: потолок и верхние венцы избы покрыты толстым слоем сажи.
8 из 21
© РИА.Туризм / Татьяна ПановаВ избе по диагонали от печи находится красный угол. В него помещался киот с образами, который обрамлялся полотенцем-рушником. Здесь же стоял обеденный стол.
Если в семье появлялся грудной ребенок, то в центре избы вешали зыбку. На колыбель накидывался полог из материнского сарафана, который играл роль оберега от злых духов.
Если в семье появлялся грудной ребенок, то в центре избы вешали зыбку. На колыбель накидывался полог из материнского сарафана, который играл роль оберега от злых духов.
В избе по диагонали от печи находится красный угол. В него помещался киот с образами, который обрамлялся полотенцем-рушником. Здесь же стоял обеденный стол.
Если в семье появлялся грудной ребенок, то в центре избы вешали зыбку. На колыбель накидывался полог из материнского сарафана, который играл роль оберега от злых духов.
Если в семье появлялся грудной ребенок, то в центре избы вешали зыбку. На колыбель накидывался полог из материнского сарафана, который играл роль оберега от злых духов.
9 из 21
© РИА.Туризм / Татьяна ПановаБабий угол, или кут, располагается напротив печного устья. Здесь женщины готовили пищу и занимались рукодельем. Мужской угол – коник - находится возле входа.
Бабий угол, или кут, располагается напротив печного устья. Здесь женщины готовили пищу и занимались рукодельем. Мужской угол – коник - находится возле входа.
10 из 21
© РИА.Туризм / Татьяна ПановаЧерез сени жилые помещения соединены с двором. Главное хозяйственное пространство двора - просторная поветь - служит в северных домах одновременно и сеновалом, и местом хранения инвентаря, и мастерской, где в ненастье и на протяжении долгих зимних месяцев занимались домашней работой.
Через сени жилые помещения соединены с двором. Главное хозяйственное пространство двора - просторная поветь - служит в северных домах одновременно и сеновалом, и местом хранения инвентаря, и мастерской, где в ненастье и на протяжении долгих зимних месяцев занимались домашней работой.
11 из 21
© РИА.Туризм / Татьяна ПановаКурную избу можно издалека отличить по резным деревянным дымникам на крыше. Часто плотники, мастеря дымник, повторяли в нем облик дома в миниатюре. На фасаде северных домов под коньком крыши "сияло" полдневное солнце, как на доме Пухова из деревни Большой Халуй Каргопольского района начала XIX века.
Курную избу можно издалека отличить по резным деревянным дымникам на крыше. Часто плотники, мастеря дымник, повторяли в нем облик дома в миниатюре. На фасаде северных домов под коньком крыши "сияло" полдневное солнце, как на доме Пухова из деревни Большой Халуй Каргопольского района начала XIX века.
12 из 21
© РИА.Туризм / Татьяна ПановаОбязательным элементом внешнего убранства домов являются доски-причелины, закрывающие от дождя торцы горизонтальных слег крыши. На концах ажурных причелин вырезалась круглая розетка со знаками солнца-свастики. Одновременно в резных узорах причелин "зашифровано" схождение на землю хлябей небесных.
Обязательным элементом внешнего убранства домов являются доски-причелины, закрывающие от дождя торцы горизонтальных слег крыши. На концах ажурных причелин вырезалась круглая розетка со знаками солнца-свастики. Одновременно в резных узорах причелин "зашифровано" схождение на землю хлябей небесных.
13 из 21
© РИА.Туризм / Татьяна ПановаНепременным атрибутом деревни являются колодцы. Самый удобный для использования их вид на севере – с воротом. По архангельской традиции копать его лучше осенью, а идеальным материалом для сруба считается осина или лиственница.
Непременным атрибутом деревни являются колодцы. Самый удобный для использования их вид на севере – с воротом. По архангельской традиции копать его лучше осенью, а идеальным материалом для сруба считается осина или лиственница.
14 из 21
© РИА.Туризм / Татьяна Панова"Малые Корелы" обладают самой внушительной в России коллекцией деревянных мельниц. Ветряная мельница-шатровка 1902 года постройки привезена в музей из бывшего Кожеозерского монастыря Онежского района. Мощный ветряк мог приводить в движение не только мукомольные жернова, но и механические пилы.
"Малые Корелы" обладают самой внушительной в России коллекцией деревянных мельниц. Ветряная мельница-шатровка 1902 года постройки привезена в музей из бывшего Кожеозерского монастыря Онежского района. Мощный ветряк мог приводить в движение не только мукомольные жернова, но и механические пилы.
15 из 21
© РИА.Туризм / Татьяна ПановаВ бассейне реки Онеги получили распространение уникальные кубоватые храмы с причудливо изогнутой четырехскатной кровлей. Церковь Вознесения (1669) является одним из немногих сохранившихся до наших дней храмов такого типа. Купола и барабаны покрыты лемехом - резной осиновой "черепицей". Эта кровля не гниет, а на солнце приобретает серебристый блеск.
В бассейне реки Онеги получили распространение уникальные кубоватые храмы с причудливо изогнутой четырехскатной кровлей. Церковь Вознесения (1669) является одним из немногих сохранившихся до наших дней храмов такого типа. Купола и барабаны покрыты лемехом - резной осиновой "черепицей". Эта кровля не гниет, а на солнце приобретает серебристый блеск.
16 из 21
© РИА.Туризм / Татьяна ПановаВо внутреннем убранстве церкви сохранился золоченый иконостас начала ХХ века с иконами XIX века в медальонах царских врат, а также покрывавшие древние иконы ризы XIX века, выносные хоругви, трехъярусное поликандило.
Во внутреннем убранстве церкви сохранился золоченый иконостас начала ХХ века с иконами XIX века в медальонах царских врат, а также покрывавшие древние иконы ризы XIX века, выносные хоругви, трехъярусное поликандило.
17 из 21
© РИА.Туризм / Татьяна ПановаРядом с храмом возвышается шатровая колокольня 1854 года постройки из села Кушерека Онежского района. На ее звоннице подвешены 15 колоколов, самый большой из которых весит полтонны. По сложившейся традиции праздники в "Малых Корелах" начинаются со звона колоколов.
Рядом с храмом возвышается шатровая колокольня 1854 года постройки из села Кушерека Онежского района. На ее звоннице подвешены 15 колоколов, самый большой из которых весит полтонны. По сложившейся традиции праздники в "Малых Корелах" начинаются со звона колоколов.
18 из 21
© РИА.Туризм / Татьяна ПановаНа территории музея можно встретить помора. В традиционной одежде промысловика выделяется шапка-оплеуха с длинными ушами, которые использовались вместо шарфа - в морозы ими обматывали шею. Шилась оплеуха из шкур молодого оленя либо тюленя-серки.
На территории музея можно встретить помора. В традиционной одежде промысловика выделяется шапка-оплеуха с длинными ушами, которые использовались вместо шарфа - в морозы ими обматывали шею. Шилась оплеуха из шкур молодого оленя либо тюленя-серки.
19 из 21
© РИА.Туризм / Татьяна ПановаВ музее проводится реконструкция обряда посвящения в поморы-промысловики. Над молодым помором, впервые уходившим на промысел, старший читал молитву, а затем крестил кутилом – гарпуном, с которым ходили на морского зверя.
В музее проводится реконструкция обряда посвящения в поморы-промысловики. Над молодым помором, впервые уходившим на промысел, старший читал молитву, а затем крестил кутилом – гарпуном, с которым ходили на морского зверя.
20 из 21
© РИА.Туризм / Татьяна ПановаТерритория музея не раз становилась сценической площадкой, в частности, здесь снимали картины "Ледяная внучка", "Россия молодая", "Матвеева радость" и "Дым Отечества". А недавно "Малые Корелы" послужили декорацией к фильму "Распутин".
В то же время музей под открытым небом остается любимым местом молодоженов: ежегодно сотни свадебных кортежей прибывают в "Малые Корелы", чтобы провести здесь церемонию бракосочетания.
В то же время музей под открытым небом остается любимым местом молодоженов: ежегодно сотни свадебных кортежей прибывают в "Малые Корелы", чтобы провести здесь церемонию бракосочетания.
Редакция "РИА.Туризм" благодарит правительство Архангельской области за организацию поездки
Территория музея не раз становилась сценической площадкой, в частности, здесь снимали картины "Ледяная внучка", "Россия молодая", "Матвеева радость" и "Дым Отечества". А недавно "Малые Корелы" послужили декорацией к фильму "Распутин".
В то же время музей под открытым небом остается любимым местом молодоженов: ежегодно сотни свадебных кортежей прибывают в "Малые Корелы", чтобы провести здесь церемонию бракосочетания.
В то же время музей под открытым небом остается любимым местом молодоженов: ежегодно сотни свадебных кортежей прибывают в "Малые Корелы", чтобы провести здесь церемонию бракосочетания.
Редакция "РИА.Туризм" благодарит правительство Архангельской области за организацию поездки
21 из 21