Константин Богданов, военный обозреватель РИА Новости.
"Ижевский машиностроительный завод" готов наладить поставки нового автомата АК-12 в Минобороны РФ и другим силовым структурам при наличии государственного заказа на это оружие, сообщила пресс-служба завода. В среду автомат демонстрировался вице-премьеру Дмитрию Рогозину в Ижевске. Однако в том, что крупный заказ на АК-12 со стороны вооруженных сил действительно поступит в ближайшее время, есть некоторые сомнения.
Образца 1947/2012 годов
Рогозину в Ижевске был продемонстрирован прототип "автомата пятого поколения". Об оружии мало что известно, кроме нескольких планов с протокольной фото- и видеосъемки, а также смазанных фотографий общей компоновки (без схемы работы автоматики).
Маркировкой "АК-12" (по-видимому, означающей "Автомат Калашникова образца 2012 года") снабжена не вполне привычная на первый взгляд конструкция, в которой, тем не менее, угадываются фамильные черты предков, стоящих на вооружении отечественной пехоты с конца 1940-х годов.
Делать выводы о состоятельности данного образца как оружия пехоты пока преждевременно. По слухам, доносившимся из Ижевска, еще в самом конце прошлого года изделия не существовало даже в виде прототипа.
Если верить этим данным, то, что демонстрировали Рогозину, – чуть ли не свежеслепленный экземпляр, который вряд ли успел пройти сколько-нибудь заметный цикл испытаний. Так что даже его создатели, вероятно, пока не знакомы со всеми эксплуатационными характеристиками, вольно или невольно заложенными в автомат.
Но кое-какие выводы сделать можно. Консервативная ижевская школа, долгие годы ставившая во главу угла простоту и дешевизну массового оружия пехоты, продолжает двигаться в русле современных технологий оружейного "тюнинга". Она делает это медленно и словно бы неохотно (за что регулярно критикуется любителями-оружейниками), но продвижение, тем не менее, очевидно.
На АК-12 установлены планки Пикатинни – система универсальных креплений для "обвеса" (прицелов, целеуказателей, фонариков), причем и на цевье тоже (там на нее может монтироваться рукоятка или подствольный гранатомет). Впрочем, это не инновация для ижевцев, они уже делали этот "подход к снаряду". Переделан переводчик огня (он же предохранитель), появился складной телескопический приклад с регулированием. Изменен прицел.
В принципе, процесс внедрения и изменения всех этих приспособлений уже не первый год находится под огнем критики людей, плотно знакомых как с отечественным стрелковым оружием, так и с современными западными образцами. Изменения в большей степени касаются эргономики и спектра тактических возможностей, чем принципиальных вопросов конструкции (схемы работы автоматики и пр.).
Автомат обещано сделать "базовой платформой", на которой можно будет легко создавать образцы как для военного, так и для гражданского применения. В частности, закладывается сразу несколько калибров. Как минимум, это отечественный 5,45х39 и натовский 5,56х45, отечественный промежуточный 7,62х39, а также винтовочный патрон НАТО 7,62х51 (он же .308 Winchester). Планируются и другие калибры.
Обсуждать принципиальные моменты конструкции и вытекающие из них характеристики (точность одиночной и автоматической стрельбы, отказоустойчивость, борьба с родовой травмой калашниковского семейства – "уводом" ствола с линии прицеливания из-за работы автоматики), повторимся, пока рано. Нужно дождаться цикла полномасштабных испытаний автомата и мнения о нем независимых экспертов, в первую очередь из войск и силовых структур.
Особое мнение эксплуатанта
До мнения экспертов пока далековато, а вот у руководства военного ведомства мнение уже сформировалось. АК-12 в Минобороны пока не рассматривают как перспективный образец.
"Калашников" отправляют в отставку>>
"В 2010 году мы выдали производителям все наши требования к стрелковому оружию – начиная от пистолетов и заканчивая гранатометами – ручными, станковыми и т.д. У нас сейчас два ОКРа по гранатометной тематике и один – по стрелковому оружию с окончанием в 2014 году. Пока ничего из этого на государственные испытания не предъявлено", – пояснил на недавней встрече с прессой первый заместитель министра обороны Александр Сухоруков.
А как же тогда АК-12? Появятся ли в армии ижевские "автоматы пятого поколения" (что бы ни скрывалось за этим красивым определением)? "Какой "Ижмаш" вы имеете в виду?" – сыронизировал Сухоруков в ответ на вопрос о том, планирует ли МО закупать новые разработки ижевских оружейников. И пояснил, что сам он имеет в виду: "Один ["Ижмаш"] находится под внешним управлением, и по 94-му закону мы не имеем права с ними заключать никаких контрактов, а второй не имеет лицензии".
Если откинуть скепсис высшего чина со Знаменки, откровенно демонстрируемый по отношению к ижевским изделиям (можно привести массу аргументов как за, так и против подобного тона в общении с оружейниками), то ситуацию в сфере производства стрелкового оружия они характеризуют более чем выпукло.
Концерн "Ижмаш" (собственно Ижевский машиностроительный завод с кооперацией) находится на пороге финансовой смерти. А созданное усилиями "Ростехнологий" НПО "Ижмаш", под эгидой которого и планируется сосредоточить всю содержательную деятельность ижевского оружейного куста, все еще существует отчасти номинально. Активы и право на ведение соответствующих работ планируется полностью консолидировать только в течение 2012 года.
Так что с запуском массового производства в любом случае придется повременить. Работы же собственно ижевского КБ нынешнее военное руководство не жалует. "Сотая серия" АК, поставляемая на экспорт, внутри России всерьез заинтересовала только ФСО и спецназ ФСИН. Продемонстрированный не так давно АК-200 был дружно раскритикован оружейным сообществом экспертов за отсутствие принципиально новых решений. Теперь Ижевск "выкатил" АК-12 – но тут выясняется, что Минобороны не торопится объявлять автомат подходящим под свои требования (что бы за ними ни скрывалось, и неважно, были ли они предъявлены, или, как уже бывало, еще нет).
Заявления о том, что российские силовики "интересуются" или "закупают" новые автоматы Калашникова, появляются с завидной регулярностью. Вот и сейчас не успел АК-12 родиться, а к нему уже якобы "проявляют интерес" в МВД. Что, впрочем, вполне объяснимо: спецам МВД или ФСБ тоже интересно подержаться за новое ижевское изделие и опробовать его на своих стрельбищах. И вряд ли сейчас за этими словами кроется нечто большее, чем любопытство.
Так что на руках у ижевцев, помимо хозяйственных проблем, – еще один тюнингованный автомат Калашникова с неясными перспективами, а у Минобороны, по некоторым сведениям, до 17 млн единиц стрелкового оружия на складах. И никакого желания массово покупать новые стволы в ближайшее время – даже если будет продемонстрировано что-то по-настоящему новое.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции