Анна Курская, РИА Новости.
Столичная мэрия в четверг сообщила, что согласовала с представителями оппозиции маршрут шествия 4 февраля. Новая акция протеста, похоже, вновь собирает большое число участников, и хотя с начала декабря мотивация митингующих изменилась - с недовольства итогами конкретных выборов на более широкое недовольство властью, - внутренние причины протеста, по оценкам экспертов, остались прежними.
Организаторы третьей крупной протестной акции, которая пройдет в столице ровно за месяц до президентских выборов, заявили участие в ней до 50 тысяч человек. Мнения экспертов о том, сколько на самом деле соберется участников шествия, расходятся.
"Погода мало благоприятствует тому, чтобы шествие было массовым, - полагает заместитель директора "Левада-центра" Алексей Гражданкин. - Хотя в Москве есть немало людей, которые вполне готовы выйти, и отказ ЦИК зарегистрировать Григория Явлинского в качестве кандидата на президентских выборах может подлить масла в огонь".
Большинство опрошенных РИА Новости экспертов полагает, что при более или менее сносной погоде акция может собрать участников не меньше, чем митинг 24 декабря на проспекте Сахарова. Тогда в центре города собралось от 29 тысяч (данные полиции) до 120 тысяч человек (оценка организаторов акции).
Протестные настроения уже год сохраняются в России на одном и том же, сравнительно высоком, уровне в силу самых разных причин, среди которых - рост цен и низкий уровень жизни. При этом по-настоящему массовые митинги против итогов выборов прошли только в Москве, где многие проблемы, характерные для остальной России, чувствуются не так остро. Эксперты объясняют это тем, что специфический для Москвы "креативный класс" воспользовался выборами как поводом, чтобы выплеснуть свое недовольство и высказать свои претензии к власти.
Организаторы шествия 4 февраля: мэрия все решила сама. Читайте на сайте ИноСМИ >>
Повышение цен более болезненно, чем итоги выборов
Протестная активность россиян и их готовность принимать участие в митингах стали на этой неделе предметом исследования разных групп социологов.
Согласно опубликованному в понедельник опросу ВЦИОМ, более трети (35%) россиян поддерживают митинги против нарушений на выборах, в том числе 11% готовы участвовать в них. По данным ФОМ, опубликованным во вторник, в подобных акциях хотели бы принять участие 13% россиян. Данные "Левада-центра" еще готовятся к публикации, но предварительные выводы социологов в целом согласуются с результатами коллег.
Выводы социологов кому-то могут показаться неожиданными. Вопреки ощущениям политизированных столичных жителей, протестная активность по стране за весь прошлый год принципиально не менялась. Более того, в начале 2011 года она была даже выше, чем в декабре, несмотря на прошедшие в этом месяце в крупных городах митинги "За честные выборы".
Максимум недовольства россиян пришелся на февраль 2011 года, когда заметно повысились потребительские цены, рассказал РИА Новости президент Фонда "Общественное мнение" (ФОМ) Александр Ослон. В течение года число недовольных держалось на уровне 40%, к осени снизилось до 37-38%, а к январю составило 36%.
"Устойчивый фон недовольства россиян связан не с итогами выборов, а с самыми разными поводами - ЖКХ, зарплатами, безработицей, милицией и т.д., - пояснил социолог. - Претензии у людей самые разные, но их объем остается примерно одним и тем же".
Результаты опросов о готовности выйти на митинги, демонстрации или акции протеста по разным поводам в течение года тоже были довольно устойчивыми. Начиная с 23% в феврале, число ответивших утвердительно снизилось до 20% в сентябре, и в последние месяцы держится на уровне 16-17%, рассказал президент ФОМ.
"Обещать - не значит жениться"
Выражать на митинге свое недовольство итогами выборов в Госдуму сегодня готовы 11-13% россиян. Впрочем, эксперты утверждают, что эти цифры не говорят о том, что именно столько людей выйдут на ближайшую акцию протеста. Между заявлениями о желании и реальными действиями - большая разница.
"Обещать - не значит жениться, - сказал РИА Новости генеральный директор ВЦИОМ Валерий Федоров. - Ежемесячно каждый третий из опрошенных россиян говорит, что готов выйти на митинги, но почему-то не выходит".
Статистика по протестной активности свидетельствует лишь о настроениях людей. Но переход от слов к делу происходит только тогда, когда находятся люди, готовые заниматься организацией акции протеста и распространением информации о ней.
"Необходима некоторая инфраструктура этих акций, и в Москве, как мы видели в декабре, эта инфраструктура сложилась", - отметил Алексей Гражданкин.
Специфическим для столицы фактором, который лег в основу этой инфраструктуры, стало повсеместное проникновение в жизнь москвичей интернета и социальных сетей. За счет этого стала возможной координация тысяч митингующих.
Онлайн-коммуникации очень быстро превращаются в оффлайновые, люди встречаются, знакомятся, и среди них распространяется мода на участие в акциях протеста, считает Валерий Федоров. "Становится неприлично не прийти. "Как же так, вся наша тусовка ходит, а я - нет?" Происходит самовозгонка", - отметил он.
"Я оценил бы реальную базу, из которой черпаются участники для проведения митингов, примерно в 120 тысяч человек, - рассказал РИА Новости генеральный директор Агентства политических и экономических коммуникаций Дмитрий Орлов. - Все они были охвачены группами в социальных сетях в интернете".
Протест "креативного класса"
Многие эксперты определяют большинство участников митингов в столице как "креативный класс". Это преимущественно московский феномен - люди успешные или нацеленные на успех, которые хотят состояться и рассматривают свою жизнь как некий "проект", а свое текущее состояние - как часть траектории движения.
"Чаще всего, это представители бизнеса, свободных профессий, но такие люди встречаются и в группах, где жизнь устроена вроде бы по расписанию, среди чиновников, инженеров или менеджеров", - рассказал Александр Ослон.
По его мнению, у представителей этой группы сегодня сложилась неблагоприятная экология жизнедеятельности, они встречают множество препятствий на пути к успеху и уже длительное время копят негативные эмоции.
"Негативный эмоциональный фон в последние годы нарастал, отовсюду шли сигналы недовольства, - пояснил президент ФОМ. - Год назад активизировались "синие ведерки", стал более свободным тон публикаций в СМИ. Активная часть населения это почувствовала, возникла положительная обратная связь".
Содержание протеста меняется
Протестная активность россиян снизится после того, как власть предпримет усилия по предотвращению нарушений на президентских выборах, полагает Дмитрий Орлов.
"Если власть эффективно будет выступать за честные выборы, что и делает Владимир Путин, большинство населения будет вполне удовлетворено аргументами власти и избирательных комиссий, - отметил он. - Но, конечно, эти аргументы должны быть весомыми и реальными, например, прозрачные урны или видеонаблюдение".
Однако тема нечестных выборов постепенно уходит из мотивации участников протеста. Исследования ФОМ в декабре и январе показали, что за месяц россияне изменили ответы на вопрос "По какой причине народ вышел на митинги?".
Наиболее популярный в декабре ответ "возмущение нечестными выборами" (36%) в январе стали называть почти втрое меньше россиян (13%). Напротив, выросло число людей, ответивших "недовольство властью" (с 7% до 9%), "тяжелая жизнь" (с 3% до 9%), "выражение гражданской позиции, протест" (с 4% до 6%).
Игорь Бунин объясняет эти цифры тем, что сразу после выборов в Госдуму у людей произошла эмоциональная вспышка: "Они делают что хотят, на нас не обращают внимания, а мы люди или не люди?".
Дальше протест должен был наполниться каким-то смыслом, и каждая протестная группа делала это по-своему. Для одних содержанием протеста стало социальное неравенство и несправедливость, для других - политическая система, которая не позволяет менять общество. Произошла рационализация протестных настроений.
"Выборы стали, по сути дела, поводом для выражения недовольства, - рассказал Александр Ослон. - Но главная претензия к власти была не протестная, не радикальная, а связанная с тем, что власть не была озабочена улучшением экологии жизнедеятельности креативного класса. И даже когда звучат радикальные требования отставки действующей власти, это чисто эмоциональный всплеск. На вопрос "что дальше?" ответа нет".
Хотя так называемый креативный класс сравнительно немногочисленный, эксперт не советует недооценивать его значение в обществе. Эта группа населения значимая, "локомотивная", в ней сосредоточена энергетика общества и его амбиции.
"Люди хотят в ответ на свое возмущение увидеть конструктивную реакцию. Им нужно позитивное изменение окружающей среды, чтобы она в меньшей мере мешала бы их развитию", - резюмировал президент Фонда "Общественное мнение".
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции