Ольга Соболевская, обозреватель РИА Новости.
В российский прокат 26 января выходят "Потомки" Александра Пейна – фильм, в середине месяца получивший престижную американскую кинопремию "Золотой глобус" как лучшая драма. "Потомки" номинированы и на "Оскар". В своей ленте Пейн разрабатывает тематический Клондайк американского кинематографа – "мысль семейную".
"Древо жизни" растет по-разному
Вместе с фильмом "Древо жизни" Терренса Малика, тоже стоящим в списке номинантов на награду Американской киноакадемии, "Потомки" иллюстрируют далеко не новую, но всегда значимую мысль: человек – существо семейное по природе.
И в "Потомках", и в "Древе жизни" (ленте, получившей в прошлом году Золотую пальмовую ветвь Каннского кинофестиваля) в центре сюжета – жизнь семьи, истоки любого человеческого "я". Только у Терренса Малика, которому по душе древние мифологические образы, в картине предстает космогония, рождение мира и рост "древа жизни" (символа связи прошлого и будущего, предков и потомков), а в семейной драме Александра Пейна взаимоотношения предков и потомков поначалу выглядят как хаос и руины.
Вот завязка конфликта в "Потомках": герой Джорджа Клуни, Мэтт Кинг, в одночасье теряет жену (она упала с катера и теперь находится в коме), узнает о ее недавней измене и понимает, что отношения с дочерьми придется кропотливо выстраивать. В семье Кинга семейных отношений как таковых почти нет, а есть чисто физическое сосуществование, безрадостный симбиоз. Не зря персонаж Клуни называет себя "второстепенным родителем".
В "Древе жизни" – изначально другая картина: семейная жизнь выглядит как естественная и гармоничная, как бы ни нарушалась эта гармония.
Тоска по семье: трагедия и фарс
Позднее прозрение – так можно кратко описать сюжет "Потомков".
Для российского зрителя картина – отчасти дежавю. По тематике и эмоциям фильм вызывает ассоциации с лентой "Любовник" (2002) Валерия Тодоровского, в которой муж в исполнении Олега Янковского после смерти жены узнает о ее измене и знакомится с ее возлюбленным.
Но если в "Любовнике" история выглядела как трагедия – переживания обманутого мужа привели его к душевному краху и гибели, то в "Потомках" прозрение и попытка героя восстановить правду о взаимоотношениях с женой отдают фарсом.
Чего стоит одна сцена слежки Мэтта Кинга за удачливым соперником! Герой Клуни со всем его лоском, с чеканным лицом победителя жизни и респектабельного метросексуала вмиг превращается в клоуна, комичного и сбитого с толку человека. На его лице – растерянность, наивность и страх. А фирменные чертики в глазах Клуни усиливают эту клоунаду.
Кстати, за роль Мэтта актер получил "Золотой глобус" и номинирован на "Оскар". А так как "Золотой глобус" считается предвестником "Оскара", можно предположить, что у Клуни очень высоки шансы стать оскароносцем в номинации "лучшая мужская роль".
Лучшая роль Клуни?
Любимец Голливуда 50-летний Клуни – универсальный лицедей, который может сыграть кого угодно – от супергероя до суперзлодея. Среди его героев – Бэтмен, доктор Росс из "Скорой помощи", грабитель Сетт Гекко в боевике "От заката до рассвета", адвокат-хлыщ, жонглер судьбами в "Невыносимой жестокости", юрист Майкл Клейтон в одноименном фильме. А вот еще две блистательные роли – придурковатого сотрудника казначейства США в шпионской комедии "После прочтения сжечь" (2008) братьев Коэнов и наемного убийцы в "Американце" (2010) Антона Корбайна.
И все-таки интереснее всего трагикомические роли Джорджа Клуни – например, роль бестрепетно увольняющего людей корпоративного юриста Райана Бингэма в фильме "Мне бы в небо" (2009) Джейсона Райтмана. Этот HR-"хирург" летит по жизни налегке: ни привязанностей, ни забот. А в итоге, после безответной любви, Бингэм остается один на один с тоской по людям и отношениям.
Тоска по семейным отношениям (поначалу смутная) есть и у Мэтта Кинга в "Потомках". Но этот трагикомический герой Клуни в конце концов все-таки выстраивает главный "сюжет" своей жизни – находит контакт с дочерьми и живет с ладу с самим собой.
Как дети научили родителей жить
И тут напрашивается еще одна параллель – фильм со столь же значимой "мыслью семейной", "Где-то" (2010) Софии Коппола, получивший "Золотого льва" (главную награду) на Венецианском кинофестивале позапрошлой осенью.
В ленте Коппола актер, уставший от звездной разгульной жизни, начинает больше общаться с маленькой дочерью и находит в этих взаимоотношениях смысл существования.
Александра Пейна вполне можно назвать оптимистом, а ленту "Потомки" – семейной идиллией. Даже о смерти в фильме говорится в карнавальном духе, со сниженным пафосом.
Жизнь и смешна, и печальна, считает режиссер, но в ней есть возможность примириться с собой и внимательно рассмотреть окружающих, прежде всего свою семью. Кто знает, может быть, имеет смысл воспринимать жизнь по-детски просто?
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции