МОСКВА, 26 янв - РИА Новости. Фильм "Шапито-шоу", который после ММКФ можно было поймать только на фестивалях и клубных показах, в четверг выходит в относительно широкий для авторского проекта прокат - почти четырехчасовая картина будет разделена на две части, каждую из которых выпускают на 80 копиях, сообщили РИА Новости создатели "Шапито", Сергей Лобан и Марина Потапова.
Фильм состоит из четырех хитрым образом переплетенных новелл. Первая - "Любовь", где встречаются хорошенькая девушка (Вера Строкова) и программист (памятный по "Пыли" Алексей Подольский). Вторая - "Дружба", где глухой пекарь (Алексей Знаменский) решает дружить с пионерствующими хипстерами. Третья - "Уважение", про знаменитого актера (Петр Мамонов), решившего отыскать давно брошенного сына (Степан Девонин). И, наконец, "Сотрудничество", про начинающего продюсера (Сергей Попов), который решает раскрутить эрзац-звезду - поющего двойника Цоя (Сергей Кузьменко). Все герои поют песни в сюрреалистических декорациях и разными путями попадают в Крым, где каждому достается свой катарсис.
Работа над фильмом продолжалась больше пяти лет. После успеха первого фильма этого дуэта, "Пыли" (2005), решено было быстро браться за следующий проект, однако - отчасти из-за недостаточной опытности съемочной группы, отчасти из-за финансового кризиса, заставившего первых инвесторов "Шапито", компанию "Мирумир", отказаться от этой затеи, - дело затянулось.
Премьера "Шапито-шоу" состоялась на Московском международном фестивале и вызвала волну восторгов в блогах и отделах культуры, а шутки из фильма немедленно вошли в обиход. Правда, поначалу казалось, что эта история - про конкретное место и время, про поколение нынешних российских двадцати- и тридцатилетних. Но председатель жюри Джеральдина Чаплин опровергла это заблуждение: она призналась, что в какой-то момент просмотра вообще перестала читать титры, "так как образность этой картины буквально взорвалась в голове, и я поняла, что в ней вся моя жизнь". В итоге картине Лобана и Потаповой достался "Серебряный Георгий". Впоследствии "Шапито" получил еще несколько менее статусных призов, а некоторые киноакадемики даже хотели сделать его российским кандидатом на "Оскар", однако с прокатом долгое время не было никакой ясности: разбитый на четыре новеллы фильм длится почти четыре часа.
После осеннего кинорынка несколько компаний - в частности, "Вольга" и "Парадиз", - предлагали взять дистрибуцию на себя, но условия оказались невыгодными, и в итоге создатели картины решили организовать прокат сами.
К этому моменту так называемый "самокат" был уже опробован на "Елене" Андрея Звягинцева, которую расписывал по кинотеатрам сам продюсер, глава AR FilmsАлександр Роднянский. Впоследствии эксперимент повторили и авторы "Портрета в сумерках". Но "Шапито", как убеждены его авторы, должно совершить в прокате революцию, ведь это "не артхаусная, а совершенно зрителськая картина", и если она сможет собрать миллион долларов, то всем остальным режиссерам и продюсерам станет легче убеждать кинотеатры согласиться на показ российских фильмов.
При этом, напоминает Потапова, большинство кинотеатров показывает "Шапито" по частям: первые две новеллы, "Любовь" и "Дружба", и последние, "Уважение" и "Сотрудничество", будут идти на разных сеансах, хоть и встык друг к другу, а для зрителей, купивших билет на первую часть, по настоянию создателей картины предусматривается скидка на просмотр второй части - от 15 до 50%.
Уже после выхода в прокат, 31 января, "Шапито-шоу" покажут на Роттердамском фестивале, в программе Bright Future, затем картина будет представлена на кинорынке Берлинале.
Сценарий "Шапито-шоу" выйдет отдельной книгой в издательстве Ad Marginem.