Рейтинг@Mail.ru
Первый петербургский монастырь - РИА Новости, 24.01.2012
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Первый петербургский монастырь

© РИА Новости / Алексей ХовановСобор Сергия Радонежского Свято-Троицкой Сергиевой Приморской мужской пустыни
Собор Сергия Радонежского Свято-Троицкой Сергиевой Приморской мужской пустыни
Читать ria.ru в

Под Санкт-Петербургом у дороги в Петергоф стоит на берегу Финского залива старинный монастырь с примечательным названием: Свято-Троицкая Сергиева Приморская мужская пустынь. Ежегодно миллионы иностранных и российских туристов проезжают мимо него, направляясь все больше к великолепным дворцам и всемирно известным фонтанам, и мало кто задерживается у святых врат - двух придорожных часовен, что находятся по обеим сторонам асфальтовой дорожки, ведущей к нарядному фасаду трехэтажного здания с надвратной церковью и входом во внутренний двор монастыря. Пройдя внутрь, ты вдруг оказываешься в другом мире: в мире, где спокойствие и тишина, где поют птицы и слышен звон колоколов. В очертаниях старинных зданий, в спокойной поступи одиноких монахов как-то само собой приходит понимание того, насколько быстротечна жизнь, а мир и вера - вечны. В течение долгих 70 лет монастырь не использовался по своему прямому назначению, коему прежде служил два века. Но тому были причины: революция, война, годы воинствующего атеизма…

Пустынь обетованная

Пустынь была основана архимандритом Свято-Троицкой Сергиевой лавры Варлаамом Высоцким в 1734 году, когда он был духовником императрицы Анны Иоанновны да еще шестерых персон, приближенных к царскому трону. Он же в 1735 году освятил здесь первую, еще деревянную церковь во имя преподобного Сергия Радонежского. Первые каменные строения на территории обители появились в 1750-60 годы, и возвел их итальянский архитектор Пьетро Антонио Трезини. До наших дней из тех строений сохранилась Угловая башня и Настоятельский корпус. Истинного расцвета монастырь достиг во времена настоятелей Игнатия Брянчанинова (в миру - Дмитрий Александрович) и Игнатия Малышева (в миру - Иван Васильевич), келейника Брянчанинова и продолжателя его богоугодных дел.

Во второй половине XIX века монастырь представлял собой если не райский уголок, то место исключительно привлекательное, поражающее красотой своих храмов, многочисленными постройками, ажурными решетками и обилием плодовых деревьев. Одних только яблонь на территории монастыря было три сотни, сотня вишен, кусты крыжовника да малины. Монастырь имел собственное подсобное хозяйство, торговал молоком и маслом. Обитель с лихвой обеспечивала себя всем необходимым на весь год.

В начале века XX численность монахов доходила до ста человек. Праведный уклад, высокий нравственный уровень монастырской братии превратил Приморскую мужскую пустынь в кузницу кадров священнослужителей для других обителей, а также корабельных священников.

После революции 1917 года жизнь в монастыре постепенно угасла, а в 1931-м его окончательно закрыли, отдав строения под разные учреждения. А потом была война, после которой израненные здания правительство Ленинграда восстанавливать не стало, а просто стерло их с лица земли.

Вся королевская рать

Монастырь стоит на середине пути из Петербурга к императорским резиденциям, расположенным на южном побережье Финского залива, к Петергофу, Ораниенбауму, Ропше, летним дачам великих князей и государственных сановников. Этот факт и объясняет то обстоятельство, что с момента своего основания монастырь не был лишен внимания царствующих особ.

Так, подарившая земли монастырю Анна Иоанновна частенько навещала своего духовника архимандрита Варлаама. Во времена царствования Елизаветы Петровны монастырь преобразился трудами Пьетро Трезини: по его проекту в 1756 году на месте старой церкви был заложен пятиглавый Свято-Троицкий собор, церковь преподобного Сергия Радонежского, а также новые каменные монашеские кельи, стены и башни.

Екатерина II имела свои основания с особым теплом относиться к Сергиевой пустыни, ведь именно из этого монастыря она послала ультиматум своему супругу императору Павлу III с требованием отречься от царского престола в её пользу. Екатерина Алексеевна, на то время её близкая подруга Екатерина Дашкова и гвардейцы с огромной тревогой ждали в монастыре ответ. Получив известие об отречении, тотчас в здешней церкви состоялось торжественное богослужение. Позднее императрица щедро одаривала монастырь и в памятный день ежегодно справляла в его храме благодарственный молебен. Часто останавливалась здесь Екатерина и со своим фаворитом графом Платоном Александровичем Зубовым, направляясь в Петергоф. После ее кончины в личных архивах нашли записку: "…если умру в Петергофе положить меня в Сергиевой пустыни".

Проходя под ажурными сводами братского корпуса или вдоль барочных стен Настоятельского корпуса, несложно представить себе царственных особ в платьях из золотой парчи и кавалеров в светло-синих кафтанах с черными бархатными отворотами, воротниками и обшлагами. Кажется, что старые стены зданий, к которым еще не притронулись реставраторы, все помнят.

Последним настоятелем монастыря был игумен Сергий, духовник великих князей Константина Константиновича и Дмитрия Константиновича Романовых, которые жили неподалеку, в Константиновском дворце в Стрельне. Во время великого поста в отдельном помещении Настоятельского корпуса великие князья и другие именитые гости останавливались на несколько дней. В 1919 году монастырь был закрыт, а еще чрез два года игумен Сергий был расстрелян.

Строители обители

4 мая 1764 года из конторы Священного синода Русской православной церкви последовал указ, в коем говорилось: "Состоящую при С.-Петербурге, по Петергофской дороге недавно построенную пустыню, за неимением при С.-Петербурге монастырей, приписать к С.-Петербургской епархии". С этого момента строительство монастыря приобрело плановый характер и столичный размах. За основу был взят проект, разработанный Пьетро Трезини. Из четырех первоначально построенных в 1750 годы башен монастыря сохранилась только одна. До революции 1917 года в ней располагалась монастырская библиотека, которая крытой галереей соединялась с Настоятельским корпусом.

Игнатий Брянчанинов и Игнатий Малышев много сил и труда привнесли в расширение монастыря. В первой половине XIX века был заложен храм Святого мученика Валериана с инвалидным домом и храм Покрова Пресвятой Богородицы. По проекту Алексея Михайловича Горностаева в 1859 году был полностью перестоен храм Преподобного Сергия Радонежского. За основу нового храма был взят собор Преображения Христова, что в монастыре Святой Екатерины на Синайском полуострове. Таким образом была протянута невидимая нить связи времен между новой церковью во имя Сергия Радонежского с одним из древнейших (основанным в IV веке), непрерывно действующих христианских храмов в мире.

Горностаев работал в Петербурге, на Валааме, на Соловецких островах. Он же является автором православного Успенского собора в Хельсинки, самого крупного православного собора в Северной и Западной Европе.

Внутреннее убранство собора Сергея Радонежского представляет собой просторное двухсветное помещение с тремя нефами и двумя рядами тёмно-красных гранитных колонн высотой пять метров, поддерживающих хоры. Во время богослужений собор вмещает до 2 тысяч верующих. Особенно хорош храм на Пасху, когда он украшен березовыми ветками, а в воздухе присутствует какой-то особый праздничный аромат.

Церковь во имя Святителя Григория Богослова была построена в 1857 году как усыпальница графов Кошелевых по проекту известного архитектора Андрея Ивановича Штакеншнейдера. Кошелевы - древний дворянский род, в коем были и дипломаты, и члены Государственного совета, и академики от живописи, и иконописцы.

Здание Настоятельского корпуса и трапезной были построены стараниями настоятеля Игнатия Брянчанинова, богослова, проповедника, ученого, причисленного РПЦ в 1988 году к лику святых. Отец Игнатий Малышев построил на территории монастыря более полусотни построек, 64 года он жил в монастыре, 40 из которых был настоятелем.

Во второй половине XIX века в Братском корпусе был заложен надвратный храм Святого мученика Саввы Стратилата, где в последние годы советской власти размещалась специальная школа милиции.

Вечные сыны и благодетели

Многие славные сыны отечества обрели вечный покой на территории пустыни. К огромному сожалению, многие памятники и места захоронений были утерачены.

На территории монастыря и на Сергиевском кладбище, что находится за стенами монастыря, еще с екатерининских времен хоронили представителей знатнейших российских фамилий: Апраксиных, Строгановых, Зубовых, Голицыных, Кочубеев, Волконских, Нарышкиных, Юсуповых и многих других. Сегодня восстановлен надгробный памятник известному дипломату и канцлеру Российской империи Александру Михайловичу Горчакову, лицейскому другу Александра Сергеевича Пушкина.

Сохранились памятные кресты военным губернаторам Петербурга и выдающимся архитекторам Штакеншнейдеру и Горностаеву. Упокоились на кладбище потомки Суворова и Кутузова.

В нижних пределах храма Сергия Радонежского были усыпальницы. Так, усыпальница графов Апраксиных насчитывает 20 захоронений, более 30 захоронений принадлежат роду Юсуповых. Здесь погребена Зинаида Ивановна Юсупова - бабушка князя Феликса Юсупова, того самого, который участвовал в убийстве Григория Распутина.

С 24 мая по 11 июня 1813 года, пока шли приготовления к погребению светлейшего князя Михаила Кутузова в Казанском соборе Петербурга, гроб с телом генерал-фельдмаршала, героя Отечественной войны 1812 года находился в соборе Сергеевой пустыни.

Есть на территории монастыря непримечательно строение, однако с очень поучительной для нынешних олигархов и власть имущих историей - Инвалидный дом графов Зубовых. После смерти Валериана Зубова, брата последнего фаворита Екатерины II и участника убийства императора Павла Платона Зубова, по его завещанию в 1809 году был выкуплен участок земли на территории монастыря и построена родовая усыпальница с помещениями для инвалидов российских войн. Последние содержались на средства Зубовых вплоть до 1919 года. К слову сказать, завещание было чуть ли не единственным действительно достойным поступком Валериана Зубова за всю его богатую и беспутную жизнь.

До революции на территории монастыря было захоронено более полутора тысяч представителей питерской аристократии.

На протяжении всей своей истории монастырь, на территории которого располагалось девять храмов, не переставал вести благотворительную деятельность: при нем работали инвалидный дом, школа, больница, странноприимная, бесплатная аптека, во время войны с Германией открывался госпиталь.

Такие даты истории монастыря можно оставить без комментариев:

1931 - пустынь окончательно закрыта, монастырское кладбище уничтожено.
1962 - взорван Троицкий собор, построена специальная школа милиции.
1964 - взорван Покровский храм.
1968 - снесен храм Воскресения Христова.
1973 - архитектурный комплекс монастыря поставлен под государственную охрану.
1993 - принято решение о поэтапной передаче уцелевших монастырских строений епархии, в том же году в пустыни появились первые монахи.

Семь лет продолжалось возвращение монастыря в лоно церкви. Непросто было начинать восстановление православных святынь: были приобретены старинные планы монастыря с указаниями мест захоронений, найдены старинные фотографии и чертежи зданий. Все остальное - это время, терпение и вера, что нынешнее или будущее поколение не только восстановит, но и преумножит славу первого петербургского монастыря.

Таким удивительным образом в одной обители переплелась история Синайского монастыря IV века, эпоха Анны Иоанновны, время царских переворотов Екатерины Великой, житие святых старцев Игнатиев, судьба величайших российских полководцев Суворова и Кутузова, успехи российской дипломатии в лице канцлера Горчакова, семья Юсуповых и Распутин, последние дни Российской империи и период возрождения православия. Наверное, справедливо Свято-Троицкую Сергиеву Приморскую мужскую пустынь называют жемчужиной русской истории, архитектуры и духовной культуры.

Держим путь

Проще всего добраться до монастыря на маршрутных такси, что отправляются от станций метро "Автово", "Ленинский проспект" или "Проспект Ветеранов" в сторону Петродворца: №№Т-300, 103 или 343. Стоимость проезда в одну сторону составляет 30 рублей, а время в пути - 20-25 минут.

Алексей Хованов, РИА.Туризм

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала