Андрей Федяшин, политический обозреватель РИА Новости.
С сегодняшнего дня вступили в силу, хотя пока и частично, нефтяные санкции ЕС против Ирана, решение по которым было принято накануне главами МИД ЕС в Брюсселе. Реакция Ирана была незамедлительной и вполне предсказуемой. "Если произойдет любой срыв продаж иранской нефти, Ормузский пролив определенно будет закрыт", снова объявил Тегеран устами заместителя комитета по иностранным делам и безопасности парламента Мохаммеда Косари.
ЕС и США, тоже вполне предсказуемо, ответили, что такой блокады Персидского залива не допустят. Посол США при НАТО Айво Даалдер заявил Би-би-си, что НАТО сделает все необходимое, чтобы этого не произошло.
Санкции ЕС – почти полный близнец американского нефтяного эмбарго, закон о котором президент Барак Обама подписал в последний день прошлого года. Разница разве что в нюансах. А этих нюансов не так уж и много. Оба эмбарго скроены так, чтобы не дай бог не нанести вреда американским и европейским экономикам. В них оставлено множество "запасных выходов" на случай, если от санкций будет хуже их вводящим, чем наказанным.
Последствия могут быть, но не раньше лета
Если последствия санкций и будут, то ждать их придется до середины лета. Именно к этому сроку, к 1 июля все 27 стран ЕС должны свернуть все свои нефтяные дела с Тегераном, прекратить покупать у него нефть и переключиться на другие, альтернативные источники. Т.е. именно тогда блокада иранского нефтяного экспорта заработает в полную силу.
Но уверенности в том, что это произойдет, ни у кого нет. Эмбарго может быть отсрочено, если ситуация изменится и если Тегеран пойдет на переговоры по своей ядерной программе. Что он периодически делает, но для Запада – неубедительно.
В двух словах: до лета никакого нефтяного инфаркта в Европе не ожидается.
К июлю все нефтеперерабатывающие компании Евросоюза должны выполнить контрактные обязательства по закупкам иранской нефти. Срок, как считают в Брюсселе, вполне достаточный, чтобы европейские НПЗ нашли других поставщиков и переключились с персидской нефти на альтернативную. С наступившей недели никакие новые контракты с Тегераном на нефть и нефтепродукты, в принципе, заключать никто не должен.
На конец декабря примерно одна пятая часть иранской нефти поступала в ЕС. Главные закупки, примерно 70% из всего иранского нефтяного импорта Европе, приходились на Италию, Испанию и Грецию. Как раз их-то и пришлось дольше всех уговаривать.
ЕС запрещает импорт иранской нефти. Читать на сайте InoСМИ>>
Грекам, которые находятся сейчас в ЕС в самом бедственном положении по причине собственных долговых проблем, даже обещали компенсировать потери, которые могут возникнуть в связи с антииранским нефтяным эмбарго. Трудно предугадать, как именно оно на них скажется. Греческая экономика находится в состоянии застоя и по причине собственно греческого финансового кризиса, и по причине общего спада внутри ЕС. Да и от нефтяного импорта она никогда особенно и не зависела.
С более промышленно развитыми Италией и Испанией дело обстоит несколько иначе. Но поскольку спрос на нефть во всем Старом свете стабильно сокращается на волне экономического спада, а в 2012-м есть опасения увидеть рецидив кризиса, то у них, во всяком случае, пока, хватит запасов.
К тому же весь последний квартал года ЕС вел активные переговоры с Саудовской Аравией, Катаром и другими ближневосточными производителями нефти, чтобы гарантировать компенсационные поставки с начала действия летнего эмбарго. Это, конечно, если оно летом будет развернуто в полную силу.
К 1 мая Брюссель должен определить его действенность и решить, не наносят ли санкции больше вреда Европе, чем Тегерану. И затем продолжить или приостановить их осуществление. На конец прошлого года Европа импортировала у Ирана 450 тыс баррелей сырой нефти в день при ее общем производстве в 2,1 млн баррелей ежедневно.
То, что иранскую трубу хотят перекрыть поэтапно, а не сразу, в Европе называют гибким ходом и тактикой "двойного пути". Тегерану вроде дают время на серьезные размышления над целесообразностью продолжения своей ядерной программы. И намекают на то, что может быть, если игры в мирный атом перейдут опасную черту.
Никто, между тем, не знает, может ли вообще это случиться, и когда именно Тегеран станет реальным претендентом на гордое и опасное звание ядерной державы. Ни у американцев, ни у европейцев нет пока разведданных, которые показывали бы, что решение о разработке ядерного оружия уже принято в Иране на самом высоком уровне. Т.е. на уровне верховного правителя Ирана, аятоллы Али Хаменеи.
Иранцы реагируют на возможные санкции со стороны ЕС. Смотреть видео на сайте InoСМИ>>
Надо сказать, что все серьезные эксперты полагают, что одним только нефтяным эмбарго ЕС и США ядерную проблему Тегерана не решить. Обогатительные центрифуги этим эмбарго не остановишь.
Самым его действенным результатом может быть только падение уровня жизни рядовых иранцев, рост их недовольства этим самым падением, всенародное возмущение и падение режима в Тегеране. На что эмбарго собственно и рассчитаны.
О том, кто и что может прийти на смену существующему режиму в Тегеране, пока никто серьезно не задумывается.
Особая позиция Поднебесной
В любом случае, пока эмбарго не будет полным. Китай ничего определенного по этому поводу пока не заявил. А он один забирает у Ирана почти 20% всего его нефтяного экспорта.
Премьер госсовета КНР Вэнь Цзябао не далее как 19 января вернулся в Пекин из турне по странам арабского Востока (в числе прочих он посетил Саудовскую Аравию, Катар и Объединенные Арабские Эмираты). Выяснить у осторожных и скрытных китайцев, что же конкретно обсуждал китайский премьер в нефтяных монархиях, никому не удалось.
И надежды на то, что Вэнь Цзябао вел речь о том, чтобы получить у Эр-Рияда и соседей то, что может быть потеряно с присоединением Пекина к нефтяному эмбарго против Тегерана – это все из области предположений. Маловероятно, чтобы китайцы на эмбарго пошли вообще.
Кроме импорта нефти у них с Тегераном прочные связи во множестве других областей, многомиллиардные вклады в топливно-энергетический комплекс Ирана, контракты на поставки оружия, промышленного оборудования, автомобилей и пр.
Вполне вероятно, что Пекин присоединился бы к нефтяному эмбарго против Тегерана, если бы оно было одобрено ООН. Но китайцы при этом говорят, что такое эмбарго должно быть "законным" и "справедливым". В их понимании для этого не хватает объективного отношения Запада и ООН к ядерной проблеме в регионе.
В Поднебесной постоянно намекают, что если уж и призывать к ядерному порядку в регионе, то призывать надо всех. Прямой намек на Израиль, который, по разным данным, имеет уже около 400 ядерных боеголовок, но не подвластен инспекциям МАГАТЭ, поскольку не присоединился к Договору о нераспространении ядерного оружия 1968 года.
Поскольку эмбарго отсрочено до лета, то пока можно не опасаться и осуществления угрозы Тегерана блокировать Ормузский пролив, а с ним – и экспорт ближневосточной нефти. Он еще в прошлом году обещал закрыть его, если начнут действовать нефтяные санкции.
Удар по Ирану может вызвать "цепную реакцию". Читать на сайте InoСМИ>>
Осуществимость такой угрозы более чем проблематична, поскольку весь Персидский залив контролирует 5-й флот США во главе с авианосцем "Авраам Линкольн". Он и базируется неподалеку от Ормузского входа в залив, в Бахрейне.
Трудно себе представить, чтобы иранские ВМС смогли противостоять американским. Флот Ирана – это компактное, номинально приспособленное для береговой охраны формирование. Береговые ракетные комплексы, в основном китайского, кстати, производства, могут создать неприятности для американского флота. Но только ненадолго.
Через эти воды мир получает примерно 20% всей нефти, и в случае проблем на морских путях из Персидского залива и окрестностей эксперты предрекают немедленное вздорожание нефти примерно на 50%. Больно от этого будет всем.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции