Рейтинг@Mail.ru
Времена "статусных мобильников" уходят - что дальше? - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Времена "статусных мобильников" уходят - что дальше?

Читать ria.ru в
Дзен
Больше половины россиян считают мобильный телефон важным показателем качества жизни и личного успеха. Психологи и участники рынка имиджевых товаров считают, что стремление наших соотечественников обладать дорогими гаджетами обусловлено многолетним отставанием от Европы и особенностями евроазиатского менталитета.

Ольга Барыкова, обозреватель РИА Новости.

Больше половины россиян считают мобильный телефон важным показателем качества жизни и личного успеха, выяснили специалисты международной исследовательской организации GlobeScan. Психологи и участники рынка имиджевых товаров считают, что стремление наших соотечественников обладать дорогими гаджетами обусловлено многолетним отставанием от Европы и особенностями евроазиатского менталитета.

Согласно данным опроса, проведенного GlobeScan по заказу Би-би-си, подавляющее большинство (74%) россиян придает мобильным телефонам "очень важное" значение для экономики страны, а 66% респондентов считают мобильник важным фактором, определяющим качество жизни. Здесь Россия стоит в одном ряду с Турцией и Нигерией.
Меньше всего значения мобильным телефонам придают жители европейских стран, отмечается в исследовании.

Результаты опроса вряд ли кого-то удивят: любовь русских к "статусным" вещам известна всем. И если европейцы оценивают их с точки зрения удобства использования, то многие россияне, в первую очередь, обращают внимание на то, насколько вещь модная и статусная.

Больше, чем телефон

Авторы исследования отмечают, что чем более экономически развита страна, тем меньше ее жители придают значение таким гаджетам, как мобильные телефоны. Так, лишь 37% опрошенных в Британии, 39% - в США, 27% - во Франции и 28% в Германии заявили, что мобильник является важным показателем качества жизни.

В России же мобильник - это больше, чем просто телефон. Когда в конце 1990-х - начале 2000-х годов в нашей стране появились первые сотовые телефоны, они сразу стали признаком высокого социального статуса. Их обладатели были особой кастой. Помню, с каким удивлением и восторгом смотрели на меня московские друзья, когда я, приехав в 1998 году на каникулы из Дании, достала из рюкзака мобильник.

Чуть позже, когда сотовые телефоны стали привычной и неотъемлемой частью жизни россиян, началась погоня за дорогими моделями. Мобильник стал признаком социального статуса и престижа, как для миллионеров, так и для простых смертных с весьма скромными доходами. С той лишь разницей, что последние покупали его в кредит.

Эта тенденция, хотя и ослабела, все же сохраняется в России и по сей день, отмечают эксперты. "Обусловлено это тем, что у нас телефоны по-прежнему продаются за полную стоимость, в отличие от Европы и Америки, где, как правило, их приобретают вместе с контрактом за символическую сумму и медленно выплачивают стоимость вместе с ежемесячным платежом сотовому оператору. Поэтому у тебя может быть любой модерновый телефон, за который ты заплатил 20 долларов, и это не является признаком твоего какого-то высокого благосостояния", - пояснил РИА Новости главный редактор журнала Mobile Research Сергей Маленкович.

Кроме того, по его мнению, не последнюю роль здесь играет менталитет россиян. "Остается наша евроазиатская ментальность, которая требует золотых телевизоров, дорогостоящих лимузинов и всего в таком духе. Те люди, которые не могут себе позволить дорогостоящий лимузин, зачастую из последних сил в кредит покупают себе дорогостоящий телефон", - отмечает эксперт.

Те, кто "в струе"

По данным экспертов рынка, те, кто могут позволить себе действительно роскошные вещи, предпочитают телефоны люксовой марки Vertu, украшенные золотом и драгоценными камнями, специализированные версии iPhone, инкрустированные бриллиантами, а также телефоны часовой марки Tag Heur, начальная стоимость которых составляет пять тысяч евро.

Любители модных гаджетов, обладающие более скромными возможностями, по данным аналитиков, предпочитают iPhone (причем стараются покупать обновленную версию, как только она появляется в продаже), Samsung Galaxy и смартфоны HTC.

Вместе с тем некоторые аналитики отмечают, что тенденция к демонстрации мобильного телефона как признака определенного статуса уходит в прошлое. Во многом благодаря iPhone. "Если говорить о той группе людей, которая всегда обращала на это [модель телефона] внимание, сегодня у всех практически "Айфоны". Ну, вы достанете "Айфон" в той или иной обложке, ну, будут лежать на столе пять или шесть "Айфонов", когда вы встречаетесь с людьми", - отметил в беседе с РИА Новости ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин.

"iPhone вытеснил практически все устройства, которые являлись статусными, за счет этой унификации, - добавил он. - У тебя есть iPhone, и это относительно дешево и сердито показывает, что ты в струе".

Почему же нам так важно быть "в струе"? Психологи отмечают несколько причин. Первая заключается в том, что Россия долгие годы серьезно отставала от Европы и США в экономическом и технологическом развитии.

"Подростковая культура"

"После перестройки все дорвались до брендов", - отмечает совладелица одного из бутиков, торгующих часами класса "люкс". По ее словам, дорогие модели часов с золотом и бриллиантами востребованы, в основном, в России, Казахстане и ряде арабских стран. "Европейцы такие дорогие часы не покупают", - говорит собеседница агентства.

"Все эти предметы типа телефона, часов, хорошей одежды являются признаками статуса в молодежной культуре, - поясняет старший научный сотрудник института психологии РАН Ольга Маховская. - Мы - культура подростковая в этом смысле. Нам хочется казаться более значимыми, чем мы есть. Это особенность психологии подростков. Конечно, это связано с тем, что у нас была целая эпоха отставания. Мы получили доступ к этим благам очень поздно, и, соответственно, они стали для нас сверхценными".

Значение, которое россияне придают мобильным телефонам, объясняется еще и национальными особенностями ведения бизнеса, который зачастую строится на связях, полагает Маховская. "У нас главное - поддерживать свою сеть коммуникаций. Отсюда ты каждый раз, общаясь, достаешь телефон и показываешь, что у тебя не просто крутой телефон, но и крутая сеть общения", - поясняет психолог.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала