Столица Приамурья Благовещенск и его китайский "близнец" город Хэйхе, стоящие на противоположных берегах реки Амур на границе между двумя странами, были названы на этой неделе крупнейшим пунктом транзита российско-китайской наркомафии. О том, как идет борьба с трафиком разнообразных наркотиков из Поднебесной и как развивается сотрудничество в этой сфере с Китаем, в интервью РИА Новости рассказал исполняющий обязанности начальника управления ФСКН России по Амурской области Владимир Калашников.
- Российский Благовещенск и китайский Хэйхэ названы крупными перевалочными базами для наркодельцов. Можно ли назвать Приамурье "оптовым рынком" по закупке наркотических и психотропных средств?
- Проблема такая возникла не вчера и в силу определенных обстоятельств. У нас очень протяженная граница - более 1,25 тысячи километров. Через переход Благовещенск-Хэйхэ ежегодно проходит около миллиона человек. Этот фактор серьезно влияет на криминогенную обстановку. Кроме того, наша область является обширной сырьевой базой для производства наркотиков растительного происхождения. В области целые плантации конопли, климат и почва в регионе благоприятствуют ее произрастанию.
В прошлом году нами выявлено чуть более 2 тысяч гектаров очагов дикорастущей конопли, уничтожено 1,9 тысячи гектаров.
По площади загрязнения территории области дикорастущей коноплей мы не в лидерах, к примеру, в Тыве она гораздо больше. Но, к сожалению, наша конопля считается высококачественной. Она отличается высоким содержанием наркотического алкалоида - тетрагидроканнабинола. Из всего объема, что мы изымаем на территории области, почти 99% составляют производные канабиса. Остальное (менее 1%) - синтетика и опийная группа.
- Какова доля китайской "синтетики" на криминальном рынке?
- Проблема с распространением синтетических наркотиков для области стоит не так остро как для Камчатки, или тем более для западных регионов России. Во-первых, они дорогие - стоимость одного грамма наркотика JWH (химическое соединение, производящее эффект, сходный с воздействием марихуаны) доходит до 5 тысяч рублей, во-вторых, у нас в области есть более доступные и дешевые наркотики растительного происхождения.
Отмечу, что в Поднебесной наркотики JWH и их аналоги не запрещены. Как нам сообщали наши коллеги в ходе международных встреч, в Поднебесной индустрия по производству синтетических наркотиков до такой степени развита, что они не успевают вводить какие-то запретительные меры на новые виды наркотиков. Китайские наркодельцы постоянно умудряются обходить закон. Но наши заграничные коллеги стараются держать ситуацию под контролем.
- Движение наркотических и психотропных средств на участке Амурская область-Китай реверсивное или одностороннее?
- Движение наркотиков в основном одностороннее - из Китая в Амурскую область. Вот, к примеру, в прошлом году нашим управлением было раскрыто 12 фактов контрабанды запрещенных веществ (в том числе и препараты, содержащие сильнодействующее вещество сибутрамин). Все факты попыток вывоза наркотиков из области связаны с дозами для личного потребления.
В 2009 году из 14 случаев контрабанды наркотиков через границу Благовещенск-Хэйхэ только два факта связаны с попыткой вывоза из области, опять же для личных нужд. Столько же раз задерживали, выезжающих в Китай с наркотиками в 2010, а в прошлом году случаев не зафиксировано.
- Заместитель министра общественной безопасности КНР Чжан Синьфэн, выступая в Сочи на российско-китайском совещании по развитию сотрудничества в антинаркотической сфере, заявил, что правоохранительные органы двух стран плотно взаимодействуют в этом вопросе. Что здесь имеется ввиду?
- Одна из форм нашего сотрудничества с Китаем - это обмен информацией и совместная организация оперативных мероприятий. Мы им сообщаем о новых видах наркотиков, которые выявлены на территории области. Китайская сторона информирует о каналах транспортировки наркотиков и местах их производства.
Что касается Сочи, китайские коллеги там выступили с новой инициативой - проводить совместные мероприятия по профилактике. Ведь наркотики в Китае наркодельцы производят не только для нелегального экспорта, но и для внутреннего рынка. Там немало наркоманов, но и процесс их лечения и реабилитации поставлен на высокий уровень. У них около 600 государственных реабилитационных центров, а у нас в стране только четыре.
- Есть ли конкретные примеры ликвидации преступных группировок совместными усилиями?
- В прошлом году мы перекрыли крупный канал поставки синтетических канабиноидов ряда JWH. Поставки шли из Китая, который является одним из лидеров по производству синтетических наркотиков. Благодаря совместным усилиям удалось задержать около 20 килограммов синтетических наркотиков.
Хотелось бы заметить, что они ввозились не для распространения на внутреннем рынке Амурской области, а для вывоза в другие регионы страны. Мы установили, что конечными пунктами были Владивосток, Новосибирск, Екатеринбург, Сыктывкар, Омск, Томск, Магнитогорск, Москва. Здесь как раз прослеживается, что Приамурье является транзитным пунктом для наркодельцов.
В 2005-2006 годах наше управление и подразделение общественных мер безопасности Китая задержали группу наркодельцов, которые поставляли наркотики амфитаминного ряда из южных провинций Китая через границу на участке Хэйхэ-Благовещенск. Три человека были задержаны в области и 15 человек в КНР. В 2011 году, как я уже сказал, перекрыли еще один отлаженный канал поставки. Сейчас у нас в разработке еще одна цепочка, которая только начала формироваться взамен той, что мы ликвидировали.
Но это в основном полицейские меры, то есть снижение предложения наркотиков. Сюда относится сокращение сырьевой базы (в нашем случае уничтожение плантаций дикорастущей конопли), выявление преступных группировок, выявление и ликвидация каналов - то есть вся правоохранительная деятельность по незаконному обороту наркотиков.
Профилактические меры - еще одна важная составляющая. В 2010 году в Приамурье открылся реабилитационный центр для наркоманов. В этом году в Благовещенске будет на базе областного наркологического диспансера открыт стационар на 40 коек в Благовещенске и его филиал на 20 коек в Свободном.
- Какова динамика роста больных наркоманией в Амурской области за последние 5-10 лет?
На 1 января 2011 года отмечался ежегодный прирост больных наркоманией в области. С 2008 по 2009 год прирост составил 4,5%, с 2009 по 2010 год - 6,2%. Но стоит отметить, что уровень подростковой наркомании идет на спад. Как положительный факт наркологи отмечают уменьшение числа подростков с диагнозом "наркомания". Для примера, в 2007 году их было 80, а в 2010 году - 50. Данные по прошлому году от медиков мы получим ближе к марту. После открытия реабилитационного центра мы ждем снижения общего числа наркозависимых.
- Что показало добровольное тестирование школьников на потребление наркотических средств?
- Первоначально нам пришлось убеждать родителей и педагогов в том, что тестирование действительно нужно, объясняли цели тестирования, но сейчас понимание достигнуто. Например, в Благовещенске протестировано 17 школ, это 2 тысячи 311 детей или 79,6% от общего количества учащихся. Родители почти 20% школьников не дали согласия на тестирование. Положительные результаты выявлены у 25 учащихся.
Подводя итог, хотел бы заметить, что статус крупнейшего пункта транзита для российско-китайской наркомафии область наверняка получила на основе наших данных об объемах изымаемых наркотиков, о количестве выявленных каналов наркотрафика. Но ведь это и показатели нашей работы, свидетельство того, что принятые меры по противодействию наркобизнесу принесли результат.
Несмотря на благоприятные условия для наркобизнеса в области, то есть географическая близость к Китаю и буйный рост конопли, мы последние два года на 5-6 месте по раскрываемости преступлений, связанных с контрабандой наркотиков. Осознание того, что регион сложный, не позволяет расслабляться.