Горнолыжница Линдси Вонн, олимпийская чемпионка Ванкувера, собрала аншлаг в инсбрукском Конгресс-холле, где ответила на вопросы юных спортсменов и прессы, рассказав о личной жизни, счастливых приметах и спортивной психологии.
- Линдси, вы за полдня в Инсбруке успели столько всего сделать. Как это вообще возможно?
- Здесь, на первых зимних юношеских Олимпийских играх в Инсбруке, все довольно хорошо устроено - именно это позволило мне побывать в нескольких местах уже до полудня. Посмотрела мужские соревнования в слаломе, посетила все объекты Олимпиады в Инсбруке, побывала на кулинарном мастер-классе. Сама я готовить не очень люблю, разве что иногда могу испечь что-нибудь сладкое. У вас здесь в Инсбруке здорово - куча возможностей для того, чтобы успеть и поучиться, и повеселиться, а уж сколько возможностей покататься на лыжах!
- Говорят, что вы вообще очень любите Инсбрук.
- Это правда. Я даже была в Инсбруке на Рождество - обожаю этот город.
Выступала здесь только один раз, но мне кажется, это отличное место для проведения первых зимних юношеских Олимпийских игр, если не идеальное. Я и живу в Тироле, который, можно сказать, стал моим вторым домом - европейским домом. Здесь сказочно красиво, и люди все очень приветливые.
- Правда, что у вас тут есть корова и даже коза?
- Нет, не правда! У меня пять коров и одна коза (смеется). Все началось с того, что я выиграла корову на соревнованиях. Потом она несколько раз отелилась. Кстати, пять их было в момент моего последнего визита сюда. Меня не было несколько месяцев, поэтому не исключено, что их стало больше, я еще домой не заезжала, так что количество мои коров надо уточнить. А коз я вообще просто обожаю. По-моему, козы - отличные животные.
- Если бы в ваше время была юношеская Олимпиада, она бы помогла вам в вашей карьере, как думаете?
- Думаю, да. Я бы была готова к психологическим нагрузкам, ко всему психологическому прессингу взрослого спорта, и может быть, смогла бы добиться успеха гораздо раньше. Так что идея проводить юношеские Олимпийские игры мне очень нравится, ведь у спортсменов в этом возрасте вообще много проблем, им важно живое общение друг с другом. Когда мне было девять лет, я уже мечтала быть олимпийской чемпионкой, из-за чего сверстники считали меня сумасшедшей. Мне нужна была эта психологическая поддержка со стороны таких же ребят, как и я.
- В США ваш вид спорта далеко не самый популярный. Вы уже смирились с этим?
- Ни за что не смирюсь, но к сожалению, это правда. Иногда, когда я возвращаюсь в Миннесоту, я вынуждена рассказывать и объяснять местным журналистам, чем я вообще занимаюсь и почему это так важно. Здесь, в Австрии, мне этого делать не приходится (смеется).
- Какой момент в вашей карьере вам больше всего запомнился?
- Однозначно это церемония открытия Игр в Солт-Лейк-Сити. Тысячи людей собрались на церемонии тогда, они аплодировали нам - нашей команде. Это было неповторимо. Мне было всего 17 лет, и я не знала, чего ожидать от себя самой и от соревнований. А самыми успешными для меня стали Олимпийские игры в Ванкувере. И, если честно, в Олимпиаде, кроме соревнований, мне нравится само проживание в Олимпийской деревне. Я, когда там живу, постоянно бегаю вокруг домиков и выпрашиваю значки с символикой других команд. Некоторые люди даже сомневаются в том, что я спортсменка. Один раз меня спросили: "Как ты сюда, в Олимпийскую деревню попала, коллекционерка?". А я отвечала: "Вообще-то я спортсменка, просто мне тоже хочется получить значки и автографы" (смеется).
- Ванкувер стал для вас по-настоящему золотым. Было какое-то особенное чувство перед Олимпиадой, что вот, сейчас оно случится, это пик карьеры?
- Да, было. На предыдущих своих Олимпиадах мандражировала просто ужасно. Меня постоянно трясло, и я не могла сосредоточиться. В Ванкувере чувствовала себя максимально уверенно. Просто стартовала и все. Я была уверена в том, что могу победить. Я знала, что у меня есть определенный опыт, я выполнила все необходимое количество работы. И нужно было просто сделать это - и я сделала. Однако мое счастье от этого не стало меньше после свершившейся победы.
- Сейчас уже есть какой-то особенный способ настроиться на старт?
- У меня есть специально составленный плейлист для этого дела. Он позволяет мне отвлечься. Я включаю музыку, и начинаю представлять трассу, моделировать свой спуск по трассе у себя в голове, но в таком неспешном, релаксирующем режиме, а потом встаю, вдыхаю, выдыхаю и стартую. К этому я пришла лет в девятнадцать, хотя мой способ не универсален - у каждого он свой, я думаю.
- А приметы какие-то есть или может быть талисманы?
- Я стараюсь всегда одеваться в тон. То есть у меня все должно гармонировать по цвету - даже белье! Да, у меня есть специальное белье, счастливое (смеется). Не знаю, может это слишком девочковое, но когда у меня все подходит друг другу по цвету, я чувствую себя уверенно. Также есть ожерелье, которое мне подарили близкие. А еще я стараюсь есть перед стартом "счастливое" блюдо – это лосось с овощами. Не всегда, но если есть возможность - стараюсь есть именно это блюдо. Режим питания вообще очень важен.
- Сами себе что-то готовите?
- Только банановый хлеб. Очень вкусно, кстати, но есть его часто не рекомендую, все-таки это очень калорийная пища, и совсем-совсем не полезная.
- Чувствуете, что что-то упустили в своем детстве, чего уже не наверстать?
- Да, конечно. У меня не так много друзей, я нечасто ходила на вечеринки, зато я путешествовала по Европе с раннего возраста, ездила в Чили и Новую Зеландию. Чем-то ради мечты всегда приходится жертвовать. Но я всегда помню о том, что мне повезло, и я могу путешествовать по миру, тогда как некоторые мои друзья вообще ни разу не выезжали за пределы США. И вообще быть спортсменом очень классно. Но если вы профессиональный спортсмен, личная жизнь всегда на втором месте, а спорт - на первом. Об этом нужно помнить.
- А вне спорта друзья есть?
- Немного, но есть. У меня даже есть подруга, которая понятия не имеет о горнолыжном спорте, но мне с ней очень комфортно. Мы просто можем сходить куда-нибудь поужинать, поболтать о чем угодно. Это здорово.
- Бывает так, что очень сложно настроить себя на работу, встать из постели и пойти на тренировку, когда все еще спят?
- Разумеется. Особенно мне тяжело дается лето, когда нужно в прекрасные теплые дни оставаться в тренажерном зале. Но я постоянно думаю о том, что мои конкуренты не дремлют, и заставляю себя выбираться из постели и идти в тренажерный зал. Кроме того, я всегда стараюсь разнообразить тренировки, сделать их веселыми. Иногда я просто играю в теннис. Когда была маленькая, приходилось учиться летом, потому что зимой нужно было кататься на лыжах. Вообще было очень тяжело совместить школу и спорт. Я ходила в лыжную академию в Колорадо, и спасибо всем учителям, которые как могли помогали мне. Училась я в основном ночью, так как днем были тренировки. А потом и вовсе перешла на домашнее образование - заканчивала школу, так сказать, по почте.
Родители находили мне задания, курсы, я сама читала книжки, искала учебники. Но я со всем этим справилась - благодаря своим друзьям, семье. Без них я бы точно ничего не добилась.