Дмитрий Бабич, политический обозреватель РИА Новости.
Красная черта под процессом сбора подписей в поддержку кандидатов в президенты подведена. 18 января подписи сдали три кандидата – миллиардер Михаил Прохоров, основатель партии "Яблоко" Григорий Явлинский и иркутский губернатор Дмитрий Мезенцев. Явлинский и Прохоров утверждают, что превысили необходимый минимум в 2 миллиона автографов.
Лидер незарегистрированной партии "Воля" Светлана Пеунова, привезшая в свою поддержку лишь 243 тысячи подписей, заявила, что сделала это, чтобы показать – законными методами собрать необходимый минимум невозможно.
Кандидатский минимум установлен на уровне 2 млн подписей, приносить можно не более 2 млн 100 тысяч. Уже 19 января проверщики в Центральной избирательной комиссии (ЦИК) уселись за работу, а 29 января наступит крайний срок, когда ЦИК должен вынести вердикт в отношении качества подписей и огласить список кандидатов в президенты.
В этот список уже входят Владимир Путин, Геннадий Зюганов, Владимир Жириновский и Сергей Миронов – их кандидатуры выдвинуты представленными в Думе политическими партиями, а это гарантирует допуск в кандидатский список без сбора подписей.
По закону, ЦИК возьмет для проверки 20 процентов "сборов" каждого кандидата (то есть от 400 до 420 тысяч подписей) и проверит, не написаны ли несколько подписей одной рукой, нет ли совпадения фамилий и номеров паспортов и т.д. Если брака окажется больше 5% (то есть от 20 до 21 тыс подписей), кандидат не допускается к гонке.
Уместно также напомнить, что подписи нужно собирать не менее чем в 40 субъектах Федерации, причем не более 50 тысяч подписей в каждом отдельном регионе. Трудоемкая процедура. При этом еще и довольно низкий порог, который позволяет отбраковать претендента.
И для чего это? Назначение процедуры с подписями – отсеять несерьезных кандидатов, включая шизофреников и местечковых Наполеонов. Цель вполне здравая, ибо, перефразируя Достоевского, кто ж у нас на Руси себя президентом не считает?
Тем не менее в двадцать первом веке эта процедура выглядит анахронизмом. В конце концов, в эпоху Интернета, электронных "личных кабинетов" и виртуальных голосований есть множество менее примитивных способов доказательства того, что за спиной у кандидата есть общественная поддержка. Это признают и опытные профессионалы избирательного процесса.
"Институт сбора подписей в нынешних масштабах себя изживает,- считает Игорь Борисов, бывший член ЦИК, а ныне председатель совета Российского общественного института избирательного права (РОИИП). – Тем не менее некий ценз или фильтр для людей, желающих получить статус кандидата в президенты РФ, должен существовать. Иначе нам напомнит о себе опыт девяностых – тогда самовыдвиженцев у нас набиралось не меньше сотни. Можно присмотреться к тому, как фильтруют кандидатов, например, во Франции. Там кандидаты собирают подписи руководителей коммун – главных во Франции органов местного самоуправления".
Сами кандидаты – по понятным причинам – относятся к процедуре сбора подписей еще более критически. С точки зрения лидера "Яблока" Григория Явлинского, требование 2 миллионов подписей – "мера репрессивная". Все автографы надо собрать за 20 дней, причем на середину этого периода приходятся праздники. Подать на ЦИК в суд грозится отказавшийся от сбора подписей Виктор Черепков – бывший мэр Владивостока. С его точки зрения, требование такого количества подписей отсекает путь в президенты для людей, не обладающих огромными капиталами.
В девяностые годы выборы в президенты стали настоящим магнитом для всякого рода людей с сомнительными капиталами. На президентских выборах 1996 года (тех, что закончились финальным противостоянием Ельцина и Зюганова) было зарегистрировано 78 инициативных групп по сбору подписей – абсолютный рекорд в российской истории. В гонке участвовали даже такие противоречивые личности, как основатель МММ Сергей Мавроди или первый советский миллионер Артем Тарасов.
Зарегистрированный кандидат, по законам того времени, получал в свои руки немаленький избирательный фонд, так что в "кандидировании" был и финансовый смысл.
Тем не менее требовавшийся тогда 1 миллион подписей за свои кандидатуры собрали лишь 16 групп, и семи из них ЦИК отказал. В итоге за президентство соревновалось 9 кандидатов.
В "нулевые" годы, из-за явного преимущества кандидатов Путина и Медведева, вопрос с подписями утратил актуальность.
По мнению бывшего члена ЦИК Игоря Борисова, прогресс по сравнению с девяностыми сейчас налицо: улучшились и методы графологической обработки, и компьютерная база. Тем не менее Борисов предлагает и дальше двигаться эволюционными шагами, постепенно меняя законодательство о выборах.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции