МОСКВА, 19 янв - РИА Новости. В британской столице может быть построен еще один аэропорт, поскольку Хитроу приблизился к максимально возможному числу обслуживаемых рейсов. Строительство обойдется в 50 миллиардов фунтов стерлингов (77 миллиардов долларов), сообщает агентство Bloomberg.
Посадку разрешаю?
Вопрос о строительстве нового аэропорта, который планируется разместить на востоке Лондона, стал предметом острых дискуссий в британском обществе. Среди сторонников проекта - премьер-министр страны Дэвид Кэмерон, мэр Лондона Борис Джонсон, в то время как вице-премьер Ник Клегг, представители крупнейшего в стране перевозчика British Airways, профсоюза Unite, компания-владелец Хитроу BAA Ltd. и британские экологи по разным причинам не одобряют возведение нового авиаузла.
Как заявила представительница Кэмерона, пакет законодательных инициатив, регулирующих авиасектор Великобритании, будет готов к весне текущего года. Вариант со строительством нового аэропорта в Лондоне будет оставаться на повестке дня, хотя к рассмотрению будут приняты и другие варианты решения вопросов, связанных с перегруженностью Хитроу.
В свою очередь мэр Лондона Борис Джонсон выразил поддержку проекту строительства, отметив, что инвестиционные фонды будут "счастливы" вложить в него свои средства. "Нельзя продолжать считать, что мы можем наравне конкурировать с Францией, Германией и другими европейскими странами. У нас нет возможности обеспечить рост числа полетов на такие популярные направления, как Китай, Латинская Америка. Мы сильно отстаем", - сказал Джонсон, выступая на Би-би-си.
По его словам, Хитроу расположен в "неправильном" месте, поэтому правительство действует в верном направлении, пытаясь исправить ситуацию. Один из наиболее именитых мировых архитекторов, автор проекта аэропорта Гонконга Норман Фостер уже предложил свое видение новой воздушной гавани.
Строить или расширять?
Что касается оппонентов проекта, то вице-премьер Клегг, по словам его представителя, выступает категорически против строительства любых авиаплощадок на юго-востоке Англии. Этот пункт был даже внесен в предвыборную программу либерал-демократов на последних выборах.
Свои аргументы против приводит и British Airways - компания считает, что возведение аэропорта с нуля неоправдано и может нарушить существующие транспортные схемы. "Узел в устье Темзы будет крайне сложным проектом, на пути которого встанет большое количество технических, операционных и финансовых трудностей, а также проблем с сохранением окружающей среды", - считают в компании.
По мнению представителей владельца Хитроу, дочерней компании испанской группы Ferrovial SA - BAA Ltd., экономика Великобритании испытывает нехватку авиаплощадок, но строить новый аэропорт в настоящее время неэффективно. "Он будет стоить 50 миллиардов фунтов. Уйдут десятилетия, чтобы довести строительство до конца. В течение всего этого периода на карту будут поставлены исторически сложившиеся преимущества для британской торговли. Рост нужен сейчас, нельзя ждать (так долго - ред.)", - говорят в BAA.
К тому же уже после окончания строительства будет закрыт Хитроу, что оставит без работы 100 тысяч человек. Такой вариант никак не устраивает профсоюз Unite, по мнению представителей которого, есть более быстрые и эффективные способы для исправления ситуации.
Правительство было вынуждено отказаться от строительства третьей взлетно-посадочной полосы в Хитроу из опасений нарушения норм шумности. С другой стороны, по итогам прошлого года аэропорт обслужил рекордное число пассажиров - 69,4 миллиона человек. Количество полетов составило 476,2 тысячи, или 99,2% от максимально возможного.
В конце ноября руководство Хитроу было вынуждено обратиться к авиалиниям с просьбой вдвое сократить число пассажиров на 30 ноября, когда британские профсоюзы провели крупнейшую в современной истории страны общенациональную акцию протеста. Начальник по операционной деятельности аэропорта Норман Бойвин предупреждал: задержки на иммиграционном контроле могут быть настолько значительными, что пассажиров просто негде будет размещать в здании терминалов.
Птичку жалко
Протест против нового авиаузла высказывают и британские экологи из Королевского общества защиты птиц - самой крупной в Европе организации по защите пернатых, насчитывающей свыше миллиона членов. По их словам, строительство повредит места обитания 300 тысяч птиц, в том числе редких. К тому же их гнезда будут находиться в непосредственной близости от взлетно-посадочных полос, что угрожает безопасности полетов.
Консультации по вопросам развития авиационного сектора Великобритании начнутся в марте. Среди возможных вариантов разрешения возникшей ситуации - строительство скоростной железной дороги, соединяющей аэропорт со столицей, а также с крупнейшими городами центральной и северной Англии. Однако и этот вариант далеко не из дешевых - по предварительной оценке, расходы составят 32,7 миллиарда фунтов стерлингов (50,5 миллиарда долларов).
"Дополнительные авиамощности потребуются уже в ближайшее время. Поэтому важно принять те решения, реализация которых потребует минимальных временных затрат", - говорит глава лоббистов в Торгово-промышленной палате Колин Стэнбридж (Colin Stanbridge).
"Государство должно принять во внимание все имеющиеся варианты, а не только строительство нового аэропорта. Великобритании требуется крупный и надежный узел. Обязательно нужно учесть последствия его удаленности от западной части Лондона, где находится максимальное количество офисов", - добавляет миллиардер Ричард Брэнсон - владелец Virgin Atlantic Airways Ltd., базирующейся в Хитроу.