Рейтинг@Mail.ru
Доктрина Лаврова: не подстрекать оппозицию к насилию - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Доктрина Лаврова: не подстрекать оппозицию к насилию

© РИА Новости / Григорий Сысоев | Перейти в медиабанкПресс-конференция министра иностранных дел России Сергея Лаврова
Пресс-конференция министра иностранных дел России Сергея Лаврова
Читать ria.ru в
Дзен
Российская дипломатия вовсе не пытается тормозить процесс обновления в регионе, а всего лишь пытается направить этот процесс в цивилизованное русло. Такой вывод можно сделать из пресс-конференции министра иностранных дел Сергея Лаврова.

Дмитрий Косырев, политический обозреватель РИА Новости.

Российская дипломатия, идя по самому тяжелому пути на Ближнем Востоке (да и не только там), не боясь поссориться с новыми правителями, приходящими к власти на волне "арабских революций", вовсе не пытается тормозить процесс обновления в регионе. А всего лишь пытается направить этот процесс в цивилизованное русло. Такой вывод можно сделать из пресс-конференции министра иностранных дел Сергея Лаврова.

Проходящая каждый год во второй половине января, эта пресс-конференция – мероприятие по-своему загадочное. Обозначается она как "итоговая", то есть подводящая дипломатические итоги прошедшего года. Но почему тогда она упорно назначается не накануне новогодних праздников, что было бы логично с точки зрения СМИ, а чуть не перед восточным Новым годом? Понятно, что говорят на ней по большей части о событиях уже года начавшегося, в том числе предстоящих. Так было и сегодня на Смоленской площади.

Можно было бы не усердствовать

Впрочем, самые острые события 2011 года плавно перетекли в 2012-й. Это, конечно, все, что связано с Ближним Востоком, арабскими бунтами и войнами. Лавров отвечал на связанные с этим вопросы – Сирия, Иран и так далее – раз за разом. Ничего принципиально нового, вроде бы, не было сказано, были многочисленные "мелочи", частности, детали, которые позволяют увидеть в происходящем – а точнее, в российской ближневосточной политике – то, что не так ясно виделось раньше.

Вот классическая для любой дипломатии ситуация: назревает неприятность в какой-то группе стран (а смена режима – всегда неприятность, даже если новый оказывается дружественным). Как реагировать? Самый легкий и очевидный путь – сделать так, как сделала американская дипломатия. Изобразить, что падение проамериканских режимов (такого, как, например, в Египте) – большая радость, и что США – главный друг всех бунтующих.

Почему Москве было не поступить таким же образом? Поменять послов, успевших наладить тесные связи с прежними правителями и элитами. Набраться терпения, потому что первую "революционную" волну лидеров-скандалистов всегда сметает вторая волна, потом приходит третья… но в итоге-то все равно все будет как раньше.

Ближний Восток для России не такой уж важный партнер, можно было мысленно вычеркнуть его из списка приоритетов лет на десять (10 лет – стандартный средний срок восстановления средней страны после революционных потрясений). А к концу десятилетия уже стало бы ясно, с кем и как иметь дело.

Так нет же, Москва пошла по самому тяжелому, вроде бы, пути. Достаточно жестко противопоставила себя хорошо вооруженным революционерам в Сирии, не выказала никакого уважения к противникам Каддафи в Ливии, и – на первый взгляд – тормозит все и всяческие усилия по "революционному обновлению" в регионе. В точности как император-рыцарь Николай Павлович, сделавший своей внешнеполитической доктриной консервацию ситуации в Европе (никаких революций) и жестоко поплатившийся за свои иллюзии насчет того, что за это европейцы Россию полюбят.

Зачем мы это делаем и на что надеемся? Почему не побоялись поссориться с теми силами в арабском мире, которые свергали свою власть, поскольку хотели перемен?

Дело не только в арабах

Сергей Лавров не отвечал на этот вопрос прямо, потому что такого – прямого и жесткого – вопроса не было. Но в принципе "ближневосточно-революционная доктрина" из его слов вырисовывается.

Для начала: Россия вовсе не пытается играть в Николая Павловича и сопротивляться переменам. Внешние силы должны принять выбор народов региона и не вмешиваться в дела государств, сказал Лавров. Даже – добавим – если внешние силы знают, по своему опыту, что перемены революционного характера – всегда катастрофа.

Есть и несколько изложенных министром принципов поведения "внешних" держав в ближневосточных делах.

Принцип первый: не подливать масла в огонь (конфликтов и революций), огня в регионе и так достаточно. Второй: не мешать ничьим усилиям по налаживанию политического диалога в каждой из стран. Третий: не подстрекать оппозицию к неуступчивости в таком диалоге и тем более не вооружать ее, а помощь оказывать только тем, кто твердо привержен диалогу.

В точном соответствии с этими принципами Москва, как и ее влиятельные партнеры, ведет себя при обсуждении резолюции по Сирии в Совете Безопасности ООН.

Здесь Лавров в очередной раз напомнил ключевые два пункта, на которых Россия будет стоять твердо. Один из них – если перефразировать, – что убийства есть убийства, независимо от того, кто их совершает, режим или его противники, и желание свергнуть режим не должно давать оппозиции карт-бланш на преступления: все за все ответят.

И второй пункт – насчет того, что в этой резолюции не содержится ничего, что может быть интерпретировано как разрешение применить в Сирии силу (так, как это произошло с Ливией).

Нетрудно увидеть, что вообще-то главный пафос этой "доктрины" обращен вовсе не к бунтующим (или ненавидящим бунтовщиков) арабам. Конечно, вести дипломатию с арабами сейчас предельно сложно. Часть режимов, представленных в Лиге арабских государств, новые и не очень умелые. Часть увлечена противостоянием с шиитской частью мусульманского мира (отсюда постоянная враждебность к Ирану и его партнеру – Сирии), а это очень опасно.

Вообще, оценка Лаврова ситуации в регионе в целом такова: она, ситуация, непредсказуема, и перемены только начались, именно поэтому требуется особая осторожность.

Но еще сложнее выглядит дипломатия с европейцами и американцами. Если внимательно посмотреть на смысл их акций в отношении Ливии, Сирии и Ирана, то напрашивается лишь один вывод: ощущая свою нарастающую слабость, Запад считает полезным ввергнуть Ближний Восток в тотальный кровавый хаос, чтобы тот разбирался со своими делами еще лет десять или двадцать. Иной логики, видимо, тут нет, потому что на дружественность новых режимов западникам трудно рассчитывать.

Блокируя европейцев и американцев, Россия вовсе не пытается с ними соперничать "в целом". Наоборот, в идеале Москва хотела бы новых правил сотрудничества в новую и сложную эпоху. Это вопрос общих принципов.

Ведь, заметим, у Ближнего Востока нет монополии на уличное насилие, на втором месте по этой части за арабами в прошлом году шла, как ни странно, Европа. И США тоже не защищены.

Российская дипломатия, борясь "за принципы" на Ближнем Востоке и не только там, выступает не в одиночку, а как часть группы БРИКС (с Бразилией, Индией, Китаем, ЮАР) и еще со многими десятками согласных с ними стран. Это не игра мускулов новой влиятельной группы государств, а их усилие с целью добиться желаемого цивилизованным путем.

То есть перед нами – не столько ближневосточная политика, сколько попытка улучшить мироустройство в новую эпоху. Что из такой попытки в этот раз получится – другой вопрос. Но надо же с чего-то начинать.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала