Прошлый год ознаменовался для столичного транспортного узла серией происшествий, среди которых трагедия в аэропорту Домодедово и столкновение речных судов в центре Москвы. Тысячи пассажиров стали заложниками аэропортов из-за проблем перевозчиков.
О предварительных результатах расследования наиболее резонансных преступлений и происшествий в преддверии первой годовщины образования Следственного комитета (СК) России в эксклюзивном интервью корреспонденту РИА Новости Екатерине Набиркиной рассказал заместитель руководителя Московского межрегионального следственного управления на транспорте Алексей Дорофеев.
- Алексей Викторович, вашим следователям приходится расследовать достаточно громкие дела. С чем связана специфика работы транспортного управления?
- Для начала я расскажу немного о самом управлении. Мы занимаемся предварительным расследованием преступлений, совершенных в транспортной сфере на своей подведомственной территории. Деятельность нашего управления распространяется практически на весь центральный федеральный округ, часть Приволжского и Южного округов. Так что поле для работы довольно обширное.
Если говорить о характере расследуемых дел, то в производстве находятся материалы, связанные с преступлениями против личности, должностными преступлениями и преступлениями, которые совершаются в сфере эксплуатации транспорта.
Хочу особо отметить, что московский транспортный узел уникален тем, что на столь небольшом пространстве сконцентрировано огромное количество объектов транспортной системы. Это и четыре международных аэропорта, и огромное количество железнодорожных вокзалов, обширная речная инфраструктура.
- Большой объем работы связан еще и с тем, что транспортом в нашей стране пользуются практически все. Не могли бы вы рассказать подробнее о предварительных итогах расследования дела авиакомпании "Континент"? В прошлом году буквально тысячи людей были блокированы в аэропортах из-за имеющихся у авиаперевозчика проблем.
- Да, расследование дела, которое мы возбудили в отношении руководства авиакомпании "Континент", вызвало большой общественный резонанс. Могу вам сказать, что оно находится на особом контроле в нашем управлении и по нему работает целая следственная группа. Мы продолжаем ежедневно получать жалобы от граждан по почте и через Интернет. Некоторые пассажиры приходят к нам сами.
Одна из особенностей расследования связана с большим количеством обманутых людей. На сегодня мы получили заявления от 1216 человек, потерпевшими по делу признаны около 1,5 тысяч граждан. Предполагаем, что еще как минимум 3,5 тысячи пассажиров получат статус потерпевших.
На данный момент перед следователями стоит задача максимально обеспечить защиту конституционных прав каждого человека, который обратился за помощью. По любому поступившему заявлению мы должны провести определенные процессуальные действия, установить сумму ущерба, которую перевозчик причинил пассажиру. Ведь она у всех разная - кто-то купил билет только для себя, а кто-то - для всей своей семьи.
- Известна ли общая сумма предварительного ущерба по этому делу?
- На сегодняшний день она составляет 9,5 миллионов рублей. Это огромные деньги и для того, чтобы возместить людям ущерб, мы наложили арест на имущество генерального директора авиакомпании. Это - восемь самолетов, жилой дом в Сочи, шесть квартир и нежилых помещений в Красноярске и Норильске.
- Алексей Викторович, существуют ли временные рамки, в которые пассажирам "Континента" необходимо успеть обратиться к следователям?
- Пока расследуется дело, мы будем продолжать принимать заявления. Уже сейчас выполнен ряд следственных действий, изъято колоссальное количество документации, назначены очень емкие экспертизы, в том числе судебно-бухгалтерские. Мы не прекращаем ни на минуту принимать граждан. Пока все люди, пострадавшие от преступных действий, не обратятся к нам или мы их не установим, заявления будут приниматься.
- Этим летом всех потрясла трагедия в акватории Москвы-реки в районе спортивной арены "Лужники", где столкнулись баржа и прогулочный катер. Насколько мне известно, причины происшествия еще не озвучивались. Скажите, была ли возможность избежать трагедии?
- Как бы печально это не звучало, но мы установили, что капитан катера "Ласточка" Геннадий Мануков (Зингер – это его фамилия по израильскому паспорту) имел возможность избежать столкновения с грузовым теплоходом-площадкой "Ока-5".
- То есть причина происшествия, в котором погибло 8 из 15 находившихся на борту с капитаном человек, не в неисправности столкнувшихся судов?
- Нет. Мы провели ряд исследований, которые показали, что на "Ока-5" устройства, системы оборудования, обеспечивающие безопасность движения судна, неисправностей не имели. Главный и вспомогательный двигатели, дистанционное управление, рулевое управление, связь, сигнализация, сигнальные огни и звуковые сигналы находились в исправном положении.
Если же говорить о самой "Ласточке", то мы выяснили, что она была переоборудована из служебно-разъездного катера проекта 371-бис типа "Адмиралтеец".
Экспертиза показала, что после переоборудования судно было классифицировано в качестве мотолодки и в его конструкцию внесли ряд изменений. Для примера: убрали надстройку - ее заменили облегченной тентовой конструкцией, также были демонтированы палубы и переборки. Кроме того, по левому борту, на одной шпации с постом управления судна, установлены закрытые элементы надстройки. Также стационарный двигатель мощностью 150 лошадиных сил был заменен на подвесной лодочный мотор мощностью 115 лошадиных сил и вместо полубалансирного руля на катере был установлен активный руль.
Еще раз повторюсь, что, согласно результатам комплексной судебной экспертизы, между действиями судоводителя прогулочного катера и фактом столкновения с сухогрузом имеется прямая причинно-следственная связь.
- И какие же нарушения стали причиной столкновения?
- Чтобы избежать столкновения, капитан должен был следовать определенным правилам, но вместо этого он в темное время суток, не неся ходовых огней, маневрировал судном вблизи от "Ока-5" и пошел на пересечение судового хода и его курса в непосредственной близости от грузового теплохода. Тем самым "Ласточка" попала в "мертвую зону" обзора и тормозного пути теплохода, что сделало столкновение неизбежным.
- Алексей Викторович, получается, что виновником по делу стал капитан катера?
- В ходе расследования действительно было установлено, что непосредственным виновником столкновения судов является капитан Геннадий Мануков (Зингер). Однако, с точки зрения уголовного кодекса подозреваемым по статье 263 УК РФ (Нарушение правил безопасности движения водного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц), по которой и было возбуждено дело, может быть только человек, который в силу занимаемой должности обязан соблюдать правила безопасности движения и эксплуатации водного транспорта. Судоводитель катера таковым лицом не являлся. Из этого следует, что в его действиях отсутствует состав преступления по вышеуказанной статье.
Мы квалифицировали действия Манукова как причинение смерти по неосторожности двум и более лицам, т.е. по части 3 статьи 109 УК РФ.
Следователи собрали достаточно доказательств, которые свидетельствуют о его виновности по этой статье, но из-за того, что во время столкновения капитан погиб, 30 декабря мы приняли решение о прекращении уголовного дела в связи со смертью подозреваемого.
- Во время одной из встреч с журналистами руководство управления заявило о том, что к концу 2011 года ожидались результаты экспертиз по делу об аварийной посадке Ту-154 "Авиалиний Дагестана", которая была совершена в декабре 2010 года в московском аэропорту Домодедово. Удалось ли сделать какие-то выводы о причинах происшествия?
- Надо отметить, что пока мы получили не окончательные результаты экспертиз, а только результаты окончательного отчета комиссии Межгосударственного авиационного комитета. Из него следует, что авария произошла из-за ошибки экипажа при выполнении полета и посадки с одним работающим двигателем. По мнению МАК, это привело к выходу воздушного судна к взлетно-посадочной полосе в непосадочном положении, приземлении самолета на летное поле со значительным перелетом правее ВПП, выкатыванию и столкновению с землей.
Мы изучили эти результаты и назначили летно-техническую экспертизу. Именно по ее итогам будет дана окончательная оценка авиационного происшествия и следователи смогут сделать выводы о причинах аварии. Также благодаря этой экспертизе мы установим круг виновных лиц.
- Какие еще процедуры необходимо будет провести следователям по этому делу?
- Мы до сих пор не получили сведения об окончательной сумме ущерба, который понес аэропорт Домодедово в результате аварийной посадки. Кроме того, нам необходимо ознакомить с выводами экспертов всех потерпевших, значительное число которых живет в Дагестане.
- И сколько времени понадобится для того, чтобы получить эти результаты?
- Сложно прогнозировать, потому что в каждом конкретном случае это занимает разное время. Объем проводимых исследований очень большой. Могу сказать, что на сегодняшний день срок предварительного следствия по делу продлен до 4 марта 2012 года.
К сожалению, такая длительность расследования дел по авиационным происшествиям связана с многочисленными исследованиями, которые необходимо провести специалистам технических комиссий. Ведь от результата этой работы зависит точность в установлении причин и условий авиационного происшествия. Надеюсь, что к марту мы сможем сказать что-то конкретное.
- Алексей Викторович, что вы можете рассказать про расследование дела о массовом отравлении детей в поезде? Готовы ли окончательные результаты экспертиз? Будет ли кто-то привлечен к ответственности?
- Мы продолжаем отрабатывать несколько версий, среди которых приоритетной остается возможное отравление сухими пайками. На сегодняшний день следователи изъяли для сравнительного исследования образцы пищи из сухих пайков и образцы воды, которая была в вагоне. Сейчас по ним проводится судебно-биологическая экспертиза. Некая трудность в расследовании дела связана с тем, что отравившихся детей с поезда "Новороссийск-Мурманск" снимали с поезда и отправляли в больницы на протяжении всего маршрута.
Следователь не может сразу, при поступлении ребенка в больницу, изъять все необходимые документы. Ведь сначала дети должны полностью пройти стационарное лечение. Только после этого мы получаем медицинские данные, которые потом будут использованы в судебно-медицинской экспертизе.
Сейчас делать какие-то предположения о виновности или невиновности преждевременно.
По сравнению с изначальными данными на сегодня количество потерпевших по делу увеличилось. Сейчас это 53 ребенка и 4 взрослых, которые сопровождали их с отдыха. Изначально сообщалось о том, что в поезде отравились около 30 детей.
- В начале разговора вы рассказали о достаточно крупном объеме работы у ваших следователей. Не могли бы Вы привести конкретные цифры?
- В прошедшем году в производстве управления находилось 947 уголовных дел, 580 из них окончены судебным производством.
Стоит отметить, что в этом году в суд с обвинительным заключением и с постановлением о применении к злоумышленникам принудительных мер медицинского характера направлено 507 уголовных дел в отношении 540 человек. В их числе 8 дел об убийствах, 7 дел об умышленном причинении вреда здоровью, повлекшего по неосторожности смерть потерпевшего, 4 дела об изнасиловании, 21 - о злоупотреблении должностными полномочиями, 93 - о получении и даче взятки, 71 - о посягательстве на жизнь сотрудника правоохранительного органа и насилие в отношении него.
- В нашем последнем интервью вы говорили о том, что следователи вернули гражданам более 14,5 миллионов рублей? По окончанию года эта цифра возросла?
- Да, возросла. По уголовным делам, находящимся в управлении, на стадии расследования в 2011 году возмещен ущерб на общую сумму 17 миллионов 974 тысячи рублей. Для того, чтобы обеспечить возмещение потерпевшим причиненного вреда, мы наложили арест на имущество обвиняемых на сумму 132 миллиона 677 тысяч рублей.
- Алексей Викторович, после того, как в январе 2011 года в аэропорту Домодедово был совершен теракт, ММСУТ заявило о том, что в отделах милиции столичных авиагаваней буквально процветает коррупция. Ситуация как-то изменилась?
- К счастью, да. Для сравнения могу сказать, что количество уголовных дел, которое мы в этом году направили в суд в отношении транспортных стражей порядка, несших службу в московских аэропортах, уменьшилось в 2 раза. В 2010 году их было 6, а в 2011 всего 3. Цифры конечно не большие, но это существенный результат. И во многом мы смогли добиться этого благодаря профилактическим мероприятиям, которые мы проводим совместно с коллегами из полиции и прокуратуры.
- В начале нашего разговора вы упомянули о том, что в вашем управлении расследуется ряд преступлений, совершенных в таможенной сфере. Какое дело из тех, которые были возбуждены в 2011 году, Вам особенно запомнилось?
- В конце года мы завершили расследование уголовного дела в отношении двух высокопоставленных чиновников курской таможни. Про это много писали в прессе. Напомню его суть. В августе-сентябре прошлого года центральным таможенным управлением ФТС была запланирована комплексная проверка Курской таможни. Чтобы создать видимость успешной работы и оказать воздействие на членов комиссии, начальник Курской таможни и его заместитель решили за счет премий своих сотрудников организовать культурно-развлекательные мероприятия для членов комиссии.
В итоге чиновники фиктивно премировали 36 подчиненных на общую сумму около 430 тысяч рублей. После этого получили от бухгалтерии деньги, заставили сотрудников расписаться в ведомостях и накупили подарков контролерам.
Могу отметить, что свою вину таможенники в итоге так и не признали. Они до сих пор находятся под подпиской о невыезде.
- Ваши следователи постоянно проводят проверки трагедий с пешеходами на железной дороге, жертвами которых становятся дети и подростки. Обращалось ли руководство управления в РЖД с предложениями по профилактике подобных происшествий? Есть у следствия первоначальные выводы по причинам трагедии со школьниками в Воскресенске?
- У нашего управления налажено достаточно тесное взаимодействие с ОАО "РЖД", причины каждой трагедии на железной дороге обсуждаются с инженерами по охране труда компании, которые несут ответственность за проведение служебного расследования подобных инцидентов. Кроме того, по нашей инициативе следователи совместно с полицейскими проводят профилактические беседы со школьниками. Могу отметить, что на железной дороге принимаются довольно активные меры по предотвращению таких случаев. Пути в Москве и ближнее Подмосковье практически везде огорожены заборами. Вы могли заметить, что на всех станциях установлены информационные плакаты.
Еще скажу, что всю дорогу закрыть невозможно. Обычно причиной трагедии становится элементарная невнимательность людей. Автомобиль нельзя сразу остановить, а что уж говорить о многотонном поезде.
Что касается случая со школьниками, то совершенно очевидно, что локомотивная бригада в их смерти не виновата. Каждый человек, который решил перейти железную дорогу, просто обязан убедиться в том, что ему не угрожает опасность.
Кстати, месяц назад в Подмосковье произошла еще одна трагедия со школьницей, по факту которой сейчас мы проводим проверку. Тогда на 66-м километре перегона станции Фаустово - Белозерская пассажирский поезд насмерть сбил 13-летнюю девочку. Скорее всего, школьница решила пойти домой по путям и не заметила приближающийся поезд.
- А Вы не пытались как-то привлечь внимание граждан к проблеме с помощью цифр статистики, которые наверняка не маленькие?
- Нами регулярно освещаются факты железнодорожного травмирования и на официальном сайте, и в СМИ, но думаю, что можно сколько угодно говорить о том, что под колесами поезда погибло 100 или 200 человек... Здесь важна элементарная человеческая внимательность.
- Алексей Викторович, что бы Вы хотели пожелать своим коллегам в профессиональный праздник?
- Пользуясь случаем, хотелось бы через ваше информационное агентство пожелать всем работникам Следственного комитета России успехов в нашей нелегкой работе, побольше спокойных дежурств, семейного благополучия и здоровья!