В год столетия катастрофы "Титаника" мировое высокотехнологическое судоходство получило новую пощечину. В Тирренском море наскочил на камни и выбросился на отмель лайнер Costa Concordia. Обстоятельства аварии настолько противоречивы, что построить картину произошедшего удается лишь с большим трудом и не до конца.
Официоз не вдохновляет
Информация, которую удается выжать из официальных и полуофициальных сообщений, а также сетевых расследований разной степени достоверности, пока мало что проясняет. Причем чем больше появляется подробностей, тем абсурднее становится история и роли действующих в ней лиц.
Первоначально Costa Concordia, покинув стартовую точку своего маршрута (порт Чивитавеккья на тосканском побережье Италии), четко следовала в проливе на северо-запад в направлении Савоны, не вызывая своими маневрами подозрений. Однако потом корабль изменил курс, склонившись к западу, и фактически двинулся прямо на остров Джильо.
В самый последний момент, уже в виду берега, лайнер отвернул к северу, после чего, насколько можно судить по имеющимся прокладкам курсов, проскочил в тесной узости между скалистыми островками у мыса Ле-Сколе, врезался по касательной в скалу и получил 70-метровую пробоину на левом борту. После этого Concordia продвинулась менее чем на милю севернее, развернулась и, ввиду критических повреждений, довольно грамотно выбросилась на отмель к северу от порта Джильо.
Спасательная операция и борьба за живучесть, по свидетельствам очевидцев, не могут считаться образцовыми, однако даже в этих условиях грамотными действиями экипажа удалось избежать массовой гибели людей. Судовладельцы обвинили в случившемся капитана корабля Франческо Скеттино (надо сказать, логика в подобном обвинении просматривается). Сам же кэп заявил, что все делал правильно, а лайнер налетел на скалы, "не обозначенные на картах".
Последнее заявление вызвало шквал веселья пополам с бурей негодования. Дело даже не в том, что судоходство в этих водах (одном из самых старых пиратских гнезд Средиземноморья) ведется с античных времен и они известны как свои пять пальцев. В наше время достигнута такая степень автоматизации судовождения, непрерывного обеспечения безопасности судоходства (с использованием радаров, эхолотов и прочей техники) и использования постоянно обновляющихся электронных морских карт, что подобная ссылка на неверные карты вызывает сначала иронию, а потом - подозрения.
Как верблюд игольное ушко превзошел
Судя по абсурдной беспомощности комментариев капитана, обстановкой на мостике лайнера в момент инцидента он не владел вообще (а владеть обстановкой можно даже не находясь там, просто в силу заинструктированности вышколенного личного состава, которому можно доверять). Либо, наоборот, владел очень хорошо и сейчас вынужден помалкивать, надеясь утаить некоторые отягчающие обстоятельства. Но пока оставим в покое капитана, ему и так несладко. В складывающейся картинке есть и куда более безумные детали.
Ширина прохода между островками у мыса Ле-Сколе не превышает 60-70 метров. Concordia же, говоря прямо, не отличается изящностью форм и при длине 291 метр имеет 38 метров ширины. При этом глубины в проходе варьировались от 3 до 10 метров, что для 8,2-метровой осадки корабля, заполняющей собой проход чуть менее чем полностью, несколько маловато.
То есть по текущей версии событий лайнер должен был на скорости не менее 10-12 узлов (об этом могут свидетельствовать выдвинутые скуловые рули, хорошо заметные на некоторых фотоснимках покореженного днища, - их используют на ходу) влететь в это игольное ушко и пройти его насквозь, зацепив скальный выступ. Версию о высокой скорости столкновения может подтверждать и хорошо видный на фотографиях камень, выломанный при ударе и оставшийся торчать в пробоине.
Далее корабль со свистом вылетел в то, что можно было назвать "рейд порта Джильо". Можно было бы, если бы этот рейд не был по своей протяженности сопоставим с геометрическими размерами самого трехсотметрового корабля. И, наконец, пройдя суммарно после столкновения каких-то четыре собственных длины корпуса, лайнер выбросился на берег, умудрившись перед этим развернуться на 180 градусов - носом на юг. Выполнить этот маневр элегантнее не смогла бы и Матильда Кшесинская.
Оценивать правдоподобность этой версии до расшифровки информации с автоматических регистраторов данных о рейсе преждевременно. Проще говоря, очень трудно - из-за очевидной клиничности, как и в случае со жгучей версией капитана судна, сославшегося на внезапно возникшие посреди исхоженного моря подводные скалы.
Скорее всего, конечно, между скалами никто не проскакивал. До обнародования интерпретации данных с регистраторов мы не можем этого утверждать, а сам факт проскока, обсуждаемый ныне в сети, - результат прямолинейной интерполяции двух известных точек нахождения судна (а маневрировать там было очень трудно).
Не исключено, что Concordia все-таки удалось в последний момент увернуться от скал Ле-Сколе, получив свое по касательной - чем и объясняется чудовищно распоротый левый борт. А потом, вильнув в сторону моря, заложить циркуляцию, которая и вывела смертельно раненный корабль как можно ближе к порту Джильо. Из-за габаритов и скорости маневрирования такая циркуляция как раз и привела бы к тому, что лайнер развернулся на 180 градусов, заходя как можно ближе к порту уже с севера.
Но все это не дает ответа на другой простой вопрос: с какой статиConcordia вообще понесло к острову Джильо? Капитан Скеттино утверждает, что изменил курс уже после столкновения, однако не поясняет, о каком изменении идет речь: об отвороте к северу у самых скал Ле-Сколе или об исходном изменении штатного курса, которое и вывело корабль к берегу? И если он не видел "подводной скалы", то от чего же тогда уворачивался лайнер?
Детектив сетевого века
Загадка не дает покоя всем, наблюдающим за аварией со стороны. В интернете активно обсуждаются версии разной степени конспирологичности. Так или иначе, все они сводятся к двум возможным объяснениям.
Наиболее дремучим следует признать свежую в своей оригинальности мысль о том, что судно намеренно стукнули о скалы, чтобы получить страховку. А она немаленькая, минимум полмиллиарда евро, а в сумме, учитывая страхование ответственности перед пассажирами, может дойти и до 3 миллиардов.
Сюжет известнейший и удостоившийся в свое время даже пера Киплинга ("Топил и сажал их на мели, как было сказано мне"). Однако в наш электронный век тотального контроля за всем, что может представлять хоть малейший интерес для общественности или государственной власти, сама мысль о возможности провернуть подобную аферу таким топорным способом, скажем так, несколько самонадеянна.
Есть и другие версии. Мореманы со стажем смотрят на карты и пытаются понять, как бы они вели корабль в этом районе, изобилующем сложными перепадами глубин. И раз за разом, глядя на маневры Concordia, делают заключение о профнепригодности тех, кто прокладывал и утверждал этот курс. Более того: некоторые маневры (в частности, собственно отклонение в сторону порта Джильо) объяснить в контексте известного маршрута следования вообще невозможно.
Отсюда и вторая конспирологическая версия: вместо реального курса общественности пока предъявили фальшивку, картина маневрирования была иной, за исключением базовых моментов аварии (самого факта столкновения и последующего выбрасывания на отмель у порта Джильо).
Непонятно, правда, почему текущая версия выглядит так беспомощно и что будет, когда окончательно расшифруют автоматические регистраторы данных о рейсе, - на дворе, опять же, не XX век, и вырвать страницу судового журнала, переписав содержимое, уже не получится.
Итальянская La Stampa привела еще более феерическую версию: капитан судна по сговору с властями Джильо намеревался протащить лайнер в непосредственной близости от берега. Якобы этот "спектакль для туристов" благотворно сказался бы на имидже городка. В подтверждение приводится ссылка на переписку от августа минувшего года, где предыдущее близкое прохождение корабля было воспринято мэром с энтузиазмом и в которой выражается надежда на то, что такие "представления" станут доброй традицией.
Страх абсурдности
Вывод один: люди отчаянно пытаются придать истории с Concordia хотя бы след рациональности. Наверное, от этого не так страшно ходить по морям на судах, подниматься в воздух на самолетах и спускаться каждый день в метро. Там такие же люди стоят у штурвалов, а значит, при случае повести себя могут так же. Лучше, чтобы у их поведения просматривалась хоть какая-то, пусть ущербная, но логика, а то как-то совсем неуютно становится жить.
Фантастическая картинка обстоятельств с большой степенью вероятности может свидетельствовать об одном: перед нами - очередная сюжетная катастрофа. В таких историях события разворачиваются абсолютно непредсказуемо, свивая случайности и совпадения самым маловероятным образом и приводя к совершенно неожиданным результатам.
Не исключено, что обнародование информации, полученной в ходе официального расследования, еще несколько раз с ног на голову поставит все те конструкции, которые сейчас городят пресса и интернет-сообщество.
Но сам факт останется неизменным: во втором десятилетии XXI века ввиду берега Италии на ровном месте потерян огромный, проектировавшийся как непотопляемый корабль, напичканный современной электроникой. 14 апреля 1912 года в Северной Атлантике все начиналось точно так же, а закончилось куда более трагично.
Константин Богданов, обозреватель РИА Новости