Галина Вишневская - певица, художественный руководитель "Центра оперного пения"
Олег Табаков, режиссер, актер, руководитель МХТ им. Чехова: Галина Вишневская – человек, проживший свою собственную жизнь, сохранивший себя от разнообразных посягательств государственных, чиновних и прочих.
А главное, что она человек, до самых своих зрелых лет сохранивший любовь к своей профессии, способный получать удовольствие от того, что она делает. Это еще у Соломона было записано: "человек должен быть счастлив в том, что он делает".
Галина – красивая женщина и вдова человека, которого я нежно любил. Ее королевская стать – это свойство, которое возникает при раннем признании таланта зрителями. И это признание бывает столь значительным, большим, что человек забывает о том, что иногда все-таки приходится прогибаться, протягивать руку - просто это исключается из его образа жизни. Что касается ее непростого характера, то, как писал Михаил Светлов, "дружба – понятие круглосуточное". Галина бывает разная. Но, как говорил Шаляпин – "я не целковый, чтобы всем нравиться".
Родилась в 1926 году в Ленинграде. Высшего образования не получила. Вдова. Трижды была замужем. Первый брак – с военным моряком Георгием Вишневским, второй – с директором театра оперетты Марком Рубиным.
Последний муж – виолончелист и дирижер Мстислав Ростропович. Мать двух дочерей: Ольги и Елены.
Родители Гали почти не занимались ее воспитанием. Растила девочку бабушка, с которой они жили в Кронштадте. Галя пережила блокаду Ленинграда, но после войны осталась одна и уже в шестнадцать лет служила в войсках ПВО, зарабатывая себе на хлеб. В 1944 году поступила в хор ленинградского областного театра оперетты. Имея от природы поставленный голос, попала сюда без музыкального образования и была единственной, кого взяли по конкурсу. В составе ансамбля она выступала в сельских клубах и воинских частях, условия работы были трудными, но мир музыки заменял девушке остальные блага.
Уйдя в 1951 году из театра оперетты, Галя начала брать уроки у 80-летней Веры Николаевны Гариной – учительницы пения, которая сразу же разглядела талант молодой вокалистки и предсказала, что она будет петь в опере. В следующем году Галя узнала, что Большой театр проводил отбор стажеров, и решилась пойти на прослушивание. Из всего всесоюзного конкурса она снова была единственной, кого приняли в труппу – причем не на вторые роли: очень быстро девушка стала ведущей солисткой Большого и исполняла все основные партии для сопрано. Ей же доверили первой исполнить партию Наташи Ростовой в оперетте Прокофьева "Война и мир".
За годы своей карьеры в Большом Галина работала со многими знаменитыми дирижерами, музыкантами и исполнителями, став одной из первых советских певиц, добившихся признания за рубежом. Ее творческая и личная жизнь, казалось, складывалась вполне удачно, но в конце 60-х Галина и ее супруг Мстислав Рострапович подружились с Александром Солженицыным. Когда его исключили из Союза писателей и начали преследовать, пара приютила опального автора на своей даче и выступила в его защиту. Позиция деятелей искусства вызвала недовольство власти, что привело, в итоге, к их эмиграции. Из страны супруги уехали в 1974, а в 1978 были лишены советского гражданства и всех госнаград.
В 1984 певица написала автобиографическую книгу "Галина", где среди прочего крайне негативно отзывалась о руководстве СССР. На родине эта книга впервые была издана в годы перестройки. На это же время пришлось и возвращение пары в Россию. В середине 90х Галина оставила оперную сцену и выступала в качестве драматической актрисы, а в 2002 исполнилась ее давняя мечта - в Москве открылся Центр оперного пения имени Вишневской, где недавние выпускники консерваторий могут готовиться к своим первым выступлениям на сцене.