Не хотелось начинать новый год с критики, но это уже, что называется, не моя вина. Тем более, что эти праздники многие москвичи, похоже, провели не только в удовольствие, но и с пользой для ума, и потому сейчас пребывают в некоторой культурной эйфории. Я имею в виду отличную инициативу столичных властей - бесплатный вход во все городские музеи, которая сразу же утроила число их посетителей. Это, безусловно, хорошо. Такой поворот московского департамента культуры лицом к горожанам, пусть пока и уникальный для России в целом, здорово вписывается в наметившийся "перезагрузочный" тренд. Об этом я еще скажу. Плохо то, что бесплатные праздничные музеи - это только видимая часть культурной модернизации-2012. Позитивная и, так сказать, "презентационная" часть, в отличие от той, что не так очевидна для большинства москвичей.
В самом деле, до прошлого года столичное "культурное пространство" активно сопротивлялось пожеланиям москвичей и существовало несколько параллельно. По-настоящему интересные события (да и просто рядовые, вроде устройства скейтерских площадок) происходили скорее силами активных горожан, а не благодаря профильному департаменту культуры, который вообще работал непонятно для кого. Большинство городских праздников начинались внезапно, в неожиданных местах и с неожиданной программой - и так же бесследно исчезали, в том числе из памяти москвичей. Взять хотя бы фестиваль "Русская зима", который уже шестой год проходит в Москве, и о котором вообще никто не знал до того, как его открытие чуть не помешало проявлению гражданских чувств москвичей в начале декабря.
Впрочем, и среди самих горожан нет единства в том, как должна быть организована их культурная жизнь: достаточно вспомнить недавнюю реконструкцию "Царицына". Большинство жителей Южного округа остались довольны чистыми парковыми дорожками и изгнанием "наркоманов" из развалин усадьбы, несмотря на очевидные вольности реконструкторов в трактовке исторического облика паркового ансамбля.
За несколько прошедших месяцев ситуация изменилась довольно круто. Проводником культурных реформ в Москве стал бывший директор парка Горького (а теперь глава департамента культуры городского правительства) Сергей Капков. Первым и самым символически важным делом Капкова стала "перезагрузка" подведомственного парка, который довольно оперативно обновили в хипстерском вкусе. Демонтировали старые аттракционы, провели wi-fi, устроили пляж, а затем каток, дали понять десантникам, которые традиционно шумно отмечали свой профессиональный день в парке Горького, чтобы они меняли привычки или искали другое место отдыха. Довольно неожиданно парк стал популярным местом среди модников; возобновились разговоры о постепенной европеизации городского пространства Москвы, о развитии в городе "культурных кластеров", которые со временем охватят всю столицу и т.д.
Положим, кому-то нравилась и старая своеобразная эстетика ЦПКиО, и не все были рады его "хипстеризации", но в том, что касается музеев, решения Капкова критиковать намного сложнее. Свободное посещение московских музеев в новогодние праздники и в третье воскресенье каждого месяца; продление рабочего дня до 21.00 по четвергам, бесплатная экскурсия для школьников раз в году, проект "единого музейного билета" - это пока только первые и, очевидно, запоздалые, но очень важные новшества для столичной культуры. Двигаясь в этом направлении, постепенно, черепашьим шагом, можно было бы исправить ситуацию с музеями, а затем и со всеми остальными культурными учреждениями города и даже страны. Главное, что власти показали понимание проблемы и желание с ней работать.
Рано или поздно линия Капкова, как наиболее целесообразная, наверняка победила, если бы не один момент. Это пресловутый закон 83-ФЗ, ужасно скучная вещь, гораздо более скучная, чем бадминтон в парке или бесплатный билет в музей. И, тем не менее, один этот документ в состоянии похоронить все добрые намерения столичного департамента культуры (что не так вероятно), а особенно все региональные культурные инициативы (вполне возможно). Полное название закона - "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных учреждений" и речь в нем, в частности, идет о "совершенствовании" положения учреждений культуры, то есть тех же музеев (а также театров, библиотек и т. д.). Закон этот уже вступил в силу, правда еще не в полную; пока что идет так называемый "переходный период", который завершится через полгода - 1 июня.
Смысл этого закона, насколько мы можем реконструировать волю законодателя, в том, чтобы дать учреждениям культуры - например, музеям - свободу заниматься коммерческой деятельностью, оказывая населению различные услуги. Но, конечно, не просто так: получая право и даже обязанность зарабатывать на своих посетителях, музеи сильно теряют в госфинансировании.
Это, говоря прямо, часть того же процесса, благодаря которому, как отмечают некоторые эксперты, в России потихоньку ликвидируется бесплатное образование и медицина. Схема такая: учреждение получает от государства заказ на оказание госуслуги, на которую выделяется субсидия. На все, что остается вне этого заказа музей (школа, поликлиника) обязан заработать самостоятельно. Естественно, заказ (который, кстати, государство не обязано, а лишь имеет право формировать) будет относиться только к части всей деятельности учреждения, остальное, в случае школы будет оплачиваться родителями, в случае поликлиники - пациентами, а в случае музеев - посетителями. Только в отличие от первых двух, музеи не имеют никаких рычагов воздействия на своих клиентов, и если для них билет будет слишком дорог, на выставку просто никто не придет. При этом оплачивать аренду музейного помещения, его охрану и ремонт, начислять зарплату сотрудникам и особенно сохранять свои фонды музей все равно обязан по закону.
Больше того, как утверждают юристы Союза Музеев России, текст документа не то что облегчает "коммерциализацию" учреждений культуры, но, наоборот, всячески ее затрудняет. В первую очередь они не могут распорядиться заработанным, поскольку вся прибыль от его деятельности находится в руках учредителя: федерального или местного министерства культуры, муниципальных властей и т.д. Кроме того, если учредителю - например, местному комитету по имуществу - понадобится помещение музея, закон не препятствует "разоптимизировать" недвижимость на свои нужды.
В законе 83-ФЗ еще много непонятных, тревожных и просто пугающих нововведений. Разобраться в них с трудом могут даже опытные юристы и музейные работники. Проблема в том, что никто из составителей закона (ни в Думе, ни в финансовых министерствах) не нисходит до того, чтобы объяснять эти странности тем, кому документ "спускается" для практической реализации. Что, конечно, не снимает ни со школ, ни с музеев никакой ответственности.
Что ждет музеи дальше? Конечно, распродавать фонды, как это уже делают в Европе музеи, обделенные госбюджетом (да, да, недофинансирование культуры - это общемировая проблема) они не смогут - закон запрещает оборот музейных ценностей. Скорее, будет продолжаться (уже на договорной или бартерной основе) передача отдельных экспонатов в пользование РПЦ, как это было с Торопецкой иконой и десятками других. Может быть, к этим процессам подключатся и влиятельные представители других религий, а также власти и бизнеса. С другой стороны, какими-то музеями, очевидно, придется и пожертвовать - с передачей их коллекций более крупным учреждениям вроде Эрмитажа, которые уже никак не расформируешь. Правда, тут есть опасность, что по дороге какие-то из экспонатов могут "потеряться".
Но самое вероятное - это то, что все останется более или менее по-прежнему. Но с маленькими поправками. Конечно, ни один из музеев, даже в Москве, не может быть окупаемым, даже если он будет сдавать часть своих помещений под офисы. Им всем по-прежнему будет жизненно необходима поддержка государства. И в новых условиях эта поддержка еще больше будет зависеть от того, насколько хорошие отношения руководитель того или иного музея (театра, библиотеки, школы и т.д.) сумел установить с начальством. А начальство уже само решит, как ему использовать эту зависимость и эти хорошие отношения.
А бесплатный вход в музеи в каникулы - это все равно здорово. Пусть музейные работники хоть раз в год толпу радостных людей увидят.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции