Андрей Муртазин, политический обозреватель, специально для РИА Новости.
Япония поддерживает намерение стран Евросоюза ввести эмбарго на экспорт иранской нефти, сообщил в четверг министр финансов страны восходящего солнца Дзюн Адзуми. "Десять процентов экспорта нефти в нашу страну приходится на Иран. Мы намерены быстрее и планово еще более сократить эту долю", – сказал министр после встречи со своим американским коллегой Тимоти Гайтнером в Токио.
Днем ранее, 11 января, Гайтнер побывал в Пекине, где пытался убедить китайское руководство поддержать Европу и США, но получил вежливый отказ. И это вполне объяснимо. Ведь Иран является третьим крупнейшим поставщиком углеводородов на китайский рынок.
Пока Гайтнер вел переговоры в Пекине и Токио, Соединенные Штаты перебрасывали в район Персидского залива новую группу десантных кораблей, усиливая и без того свою внушительную армаду, состоящую из двух авианосных ударных групп. На помощь двум авианосцам Carl Vinson и John C. Stennis (и многочисленным кораблям сопровождения) из Таиланда идет третья ударная группа во главе с авианосцем Abraham Lincoln.
Представители Пентагона называют такое скопление кораблей в регионе "плановой ротацией", не связанной с обострением ситуации вокруг Ирана. Но, конечно же, американские военные лукавят. Ни для кого не секрет, что их потенциальная цель – Иран, который в очередной раз пригрозил перекрыть Ормузский пролив, главный водный путь, по которому из стран Персидского залива во все концы света идут танкеры с аравийской и иранской нефтью.
Европейское эмбарго не за горами
Угрозы из Тегерана вновь зазвучали во вторник, 10 января, когда стало известно, что страны-члены Евросоюза могут ввести эмбарго на импорт иранской нефти уже 23 января. Ее основные европейские покупатели – Италия, Греция и Испания – к этому готовы. Европа раздражена тем, что Тегеран по-прежнему не желает сотрудничать с международным сообществом по вопросам развития своей атомной программы. США и их европейские партнеры уверены, что под прикрытием "мирного атома" Тегеран разрабатывает собственное ядерное оружие.
И эти предположения не лишены оснований. На прошлой неделе пресс-секретарь МАГАТЭ Гилл Тюдор сообщила, что Иран начал работы по обогащению урана до 20% на подземном заводе в районе города Кум, что вызвало беспокойство не только Вашингтона, Лондона и Парижа, но и Москвы.
"Вынуждены констатировать, что Иран продолжает игнорировать требования международного сообщества по снятию озабоченностей вокруг своей ядерной программы, в том числе по приостановке сооружения обогатительного предприятия вблизи города Кум", – говорится в заявлении российского МИД.
Два сценария
Итак, что будет, если Тегеран, лишившись европейских покупателей нефти, все же перекроет Ормузский пролив? Возможны два сценария – экономический и силовой. США и страны Европы, являющиеся членами мирового энергетического агентства (МЭА) могут разморозить свои стратегические резервы. В соответствии с Соглашением о международной энергетической программе, каждая страна-член МЭА обязана иметь запасы нефти, эквивалентные не менее 90 дням ее чистого импорта, ограничивать потребности и делиться нефтью с другими членами МЭА. Данная система показала свою эффективность во время войны в Персидском заливе в 1991 году.
Кроме этого многие аналитики считают, что попытки Ирана перекрыть поставки нефти через Ормузский пролив не приведут к желаемой цели, поскольку энергоносители можно транспортировать в обход этого маршрута – через нефтепроводы в Саудовской Аравии и ОАЭ. Но если экономические меры не дадут результата, и Иран станет "костью в горле" для всех, возможен и силовой вариант.
США способны уничтожить ядерную программу Ирана
Если же угрозы Ирана – не пустые слова, что крайне маловероятно, и Тегеран попытается блокировать транспортировку нефти из стран Персидского залива, Соединенные Штаты могут прибегнуть к воздушной операции, которая не только вынудит Иран отступить, но и отбросит его военно-технический потенциал на десятки лет. Предельно ясно на сей счет высказался председатель Объединенного комитета начальников штабов армии США генерал Мартин Демпси: "Американский военный удар может стереть с лица земли ядерную программу Ирана, – сказал он в интервью телекомпании CBS. – Я хочу, чтобы руководство исламской республики это понимало".
О сухопутной операции речь, конечно, не идет, но очевидно, что иранские вооруженные силы не смогут долго противостоять американским воздушным ударам. Американцам не составит большого труда уничтожить как все "подозрительные", так и вполне "прозрачные" ядерные объекты Ирана, такие, как АЭС в Бушере. Но пока шеф Пентагона Леон Панетта все еще выступает в роли миротворца: "Сейчас самое главное для нас – продолжать оказывать дипломатическое и экономическое давление на них, чтобы заставить сделать верный шаг. Также важно и удостовериться в том, что они не собираются возобновлять процесс по созданию ядерного оружия", – заявил он 9 января в интервью CBS.
Смена режима необязательна
Американский удар по Ирану, если он произойдет, вряд ли будет нацелен на смену политического режима в стране. Цель американцев – ослабление международного и регионального влияние Ирана, а не свержение режима аятолл. Вряд ли будет целью и сам иранский президент Махмуд Ахмадинежад. В отличие от Муаммара Каддафи, он не диктатор, а скорее, марионетка в руках Высшего руководителя Ирана – аятоллы (духовного наставника шиитов) Али Хаменеи. Именно он, а не президент принимает в Иране все политические решения. В отличие от Джорджа Буша Младшего нынешний президент США Барак Обама не ставит своей целью "демократизацию Ближнего Востока".
Задача гораздо более прагматичная – сохранение и упрочение американского влияния в регионе. Теократический, но слабый Иран гораздо спокойнее Ирана "демократического", когда под словом демократия подразумевается политическая анархия и экономический хаос. Ведь американцам еще предстоит выстраивать отношения с "новыми африканскими и азиатскими демократиями" в Тунисе, Ливии, Египте, Йемене, возможно, и в Сирии.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции