Мария Селиванова, экономический обозреватель РИА Новости.
Новые схемы контроля за расходами чиновников и госслужащих вряд ли позволят эффективнее бороться с коррупцией, считают эксперты. Дьявол, как обычно, кроется в деталях: предложения сформулированы так, что потенциальным коррупционерам не составит труда, формально выполнив все требования властей, остаться при своих интересах.
Очередной виток борьбы с коррупцией ожидает Россию в наступившем году. В первых числах января депутаты предложили ввести контроль не только за доходами, но и за расходами чиновников и госслужащих, а правительство приступило к контролю за доходами топ-менеджеров госкорпораций. Также руководство страны потребовало от госкорпораций раскрыть информацию о фактических владельцах компаний-контрагентов.
Правда, кандидатов в президенты новый виток борьбы с коррупцией не коснется: в среду 11 января Верховный суд решил, что они не должны отчитываться о расходах.
Контроль над расходами чиновников
В начале января 2012 года на сайте Госдумы был обнародован законопроект депутата от "Единой России" и миллиардера Андрея Скоча (он занимает 29 место в российском списке Forbes с капиталом в 3,9 млрд долларов), который предложил обязать государственных и муниципальных служащих, военнослужащих, таможенников, сотрудников органов внутренних дел, полиции, прокуратуры, сотрудников следственного комитета, депутатов Госдумы, сенаторов при поступлении на госслужбу отчитываться о расходах.
Речь идет не обо всех расходах, а лишь о тех, которые превышают величину задекларированных доходов. Это обусловлено "целесообразностью облегчения проверок сведений и нецелесообразностью значительного увеличения документооборота", говорится в пояснительной записке к законопроекту. Аналогичные сведения госслужащие должны подавать на жен и несовершеннолетних детей.
Информацию о расходах этих людей Андрей Скоч предлагает исключить из сведений, составляющих банковскую тайну, и разрешить доступ к ним со стороны проверяющих органов, то есть налоговиков.
Если выяснится, что чиновник живет не по средствам, то его нужно уволить, следует из законопроекта.
Это не первая инициатива, касающаяся контроля за расходами чиновников. Президент РФ Дмитрий Медведев поручил до 15 апреля 2012 года внести в Госдуму проект закона, устанавливающего контроль за крупными расходами госчиновников и госслужащих, а также за соответствием их доходов и расходов. Возможно, в документе будет расширен и перечень декларантов.
В марте 2011 года премьер-министр Владимир Путин предлагал кандидатам на выборы от "Единой России" продекларировать свои расходы, а не только доходы.
От коррупции спасет тотальный контроль, считают эксперты
Эксперты сомневаются, что предложенная мера позволит реально контролировать соответствие доходов и расходов чиновников и госслужащих.
"Проблема в том, что сейчас декларирование доходов – это простое заявление о полученных доходах, и никто не может спросить у скромного депутата городского муниципального собрания, откуда у него миллиард", – говорит РИА Новости партнер ООО "Правовое агентство "Консультант для Вас" Алексей Смирнов. Нужен эффективный механизм контроля и доходов, и расходов, настаивает эксперт, иначе все выше обозначенные предложения – бутафория.
К примеру, заявив доход в три миллиона рублей, чиновник без проблем может показать в расходах покупку автомобиля за те же три миллиона рублей, и вопросов к нему не будет. То есть никто не сможет спросить у него, на какие средства он в течение года ел, пил, одевался, обучал детей и отдыхал на горнолыжном курорте. Все формальности будут соблюдены: его расходы будут соответствовать доходам.
"Основная проблема: кто и как будет проверять превышение расходов над заявленными доходами", – говорит РИА Новости директор московского офиса Tax Consulting UK Эдуард Савуляк.
Ведь, чтобы выявить такое превышение, необходимо контролировать все расходы, утверждает Эдуард Савуляк. А чтобы не изобретать велосипед, он советует обратиться к опыту итальянских коллег. В Италии с февраля 2012 года вводится тотальный контроль за расходами всех граждан – так называемый "итальянский калькулятор". "Государство в автоматическом режиме будет контролировать все расходы итальянцев по сотне показателей, включая не только покупки домов и авто, но даже оплату кабельных ТВ-каналов, посещение спортклубов, оплату домработниц", – рассказал Савуляк.
Еще важно, чтобы сведения о расходах и доходах были открытыми, а не "конфиденциальными", как предусматривает депутатский законопроект, отметил Смирнов.
Также нужен четкий механизм юридической ответственности, подчеркнул Смирнов. "Например такой, как в ситуации со швейцарским главой ЦБ Филиппом Хильдебрандом: не смог он убедительно доказать, что его жена не пользовалась инсайдом – пришлось уйти в отставку", – сказал он.
Увольнение с госслужбы – самая жесткая мера наказания
Примечательно, что законопроект в качестве наказания госчиновника и госслужащего предусматривает лишь увольнение – и ни слова о необходимости расследования или применения уголовного законодательства.
Чтобы эффективно бороться с несоответствием доходов и расходов, достаточно было в полном объеме ратифицировать конвенцию ООН против коррупции, включая двадцатую статью. Двадцатая статья дает определение термину "незаконное обогащение" – это разница между декларируемыми доходами и расходами человека. При проведении расследования деятельности коррупционеров и обращения в Интерпол этот пункт позволил бы арестовывать банковские счета обвиняемого, его недвижимость и другое имущество, пояснил глава Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов.
Госкомпании займутся контрагентами
Правительство еще 30 декабря 2011 года поручило отчитаться о доходах топ-менеджеров госкомпаний и членов их семей: супругов, детей и родителей. Кроме того, госкомпаниям предписано назвать бенефициаров (то есть конечных выгодоприобретателей) компаний-контрагентов. Сведения должны быть переданы в Минэнерго, Минтранс, Минфин и Минкомсвязь, сказано в поручении.
После 14 января госкомпании и госбанки уже не смогут заключать контракты с компаниями, не раскрывающими структуру собственности, сообщил "Ведомостям" пресс-секретарь премьер-министра Дмитрий Песков. Старые контракты госкомпаний с "нераскрывшимися" поставщиками правительство предписывает расторгнуть. Жесткие временные рамки для выполнения поручения установлены, чтобы недобросовестные компании не успели за праздники переоформить документы.
Поручения правительства появилось после проверок ряда энергокомпаний, в ходе которых была выявлена связь многих сотрудников энергокомпаний с другими коммерческими структурами и коррупционные схемы по выводу средств в офшоры.
"Такой контроль надо было установить уже давно, возможно, тогда и тарифы на услуги госкомпаний и банков, о которых идет речь, были бы сейчас совсем другие", – говорит РИА Новости председатель совета директоров аудиторской компании МКПЦН Наталья Малофеева. Но поставленные сроки совершенно нереальны. "Собрать, систематизировать и представить абсолютно достоверную информацию об акционерах и бенефициарах всех контрагентов крупных компаний за отведенные дни невозможно", – говорит она. Контрагенты вообще не обязаны предоставлять такие сведения, и тем более – в установленный правительством РФ срок.
Кроме того, если держателем реестра акционеров является само акционерное общество, проблем с переоформлением собственников "задним" числом не будет, пояснила Малофеева. Если же держатель реестра – специализированный регистратор, то переоформить права собственности задним числом будет крайне сложно.
"Поручение правительства, скорее всего, госкомпании исполнят в срок, но некачественно", – говорит Эдуард Савуляк. Проверить реального бенефициара компании-контрагента государство не сможет, тем более, если это – оффшорная компания. Ведь даже понятие бенефициар в российском законодательстве не прописано: есть только учредители и акционеры, напоминает Савуляк.
Так что проверки контрагентов в борьбе с коррупцией не помогут, говорят эксперты.
Кандидат в президенты – вне подозрений
Между тем, если доходы и расходы чиновников и госслужащих окажутся под пристальным контролем государства, то кандидаты в президенты РФ могут быть спокойны. Им не придется сводить этот баланс. Такое решение 11 января вынес Верховный суд. Заявитель – аспирант Института государства и права РАН Андрей Каплиев настаивал, что кандидатов в президенты необходимо обязать декларировать свои расходы. Судьи не поддержали позиции Каплиева.
Видимо, фемида считает, что кандидаты в президенты – в отличие от других граждан – имеют право быть неподотчетными.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции