Андрей Федяшин, политический обозреватель РИА Новости
Большую Европу ждут в наступившем году много перемен, и еще через год ее можно будет и не узнать или узнать с трудом, как после крутой перетяжки. У Евросоюза, с его кризисом единой валюты и долгами южных членов зоны евро, пути движения вперед всего два, и оба идут через операционную. Это либо большая и общая, либо большая и местная финансовая и конституционная хирургия, без которой нельзя и думать об излечении евро и удалении долговых метастаз. Никаких иных альтернатив у Брюсселя нет.
«Финансовый компакт» для желающих
Старый Свет вроде уже встал на второй путь, хотя и здесь возможны варианты. С первых дней нового года юристы Еврокомиссии и национальных правительств начали работу над «финансовым компактом» (т.е. соглашением): так в европейской печати окрестили договоренности, которые были достигнуты на саммите ЕС в Брюсселе еще в середине декабря 2011-го.
ЕС все-таки не зря держит такой многочисленный и умелый бюрократический аппарат и юристов, которые мастерски пользуются терминологической косметикой.
За приведенным названием - «финансовый компакт» - скрываются изменения европейской конституции (речь идет о «Лиссабонском договоре о внесении изменений в Договор о европейском Союзе и Договор об учреждении Европейского сообщества» от 2007-го года), но только в форме отдельного документа. Участники вольны его либо принимать, либо не принимать.
Документ введет жесткую финансовую дисциплину, контроль над расходами, законодательное закрепление обязательств добиваться бездефицитных бюджетов и т.д. Плюс расширенную координацию финансовой и экономической политики государств ЕС при увеличении управляющих функций Еврокомиссии (правительства ЕС). Говорят, что нынешний председатель Еврокомиссии Мануэль Баррозу этому пункту был чрезвычайно рад, поскольку он по существу наделял его и его аппарат функциями экономического правительства ЕС.
Британия, которая всегда искоса смотрела на все исходящие с континента начинания, отказалась поддержать то, что она так прямо и назвала: изменения в конституции ЕС. Лондон, в принципе, был согласен на компакт. Но требовал для себя таких особых условий и исключений, которые давали ему право голоса, но не налагали никаких финансовых и бюджетных обязательств.
Соединенное Королевство, собственно, никогда, со времени вступления в Европейский общий рынок в 1973-м вплотную «не прилегало» к объединенной Европе. Ни в Еврозону англичане не вошли, ни в Шенгенское безвизовое пространство (хотя юридически они его поддерживают и входят в единую информационную систему Шенгена). Но такого, чтобы без англичан решали вопросы о функционировании всего союза и вносили изменения в основы его деятельности, еще не было.
Можно было бы говорить, что ЕС теперь превращается в союз 26 плюс 1, в котором англичане будут снова стоять особняком.
Но не все так просто в не совсем равном союзе 27 европартнеров. Инициативу Германии и Франции о компакте полностью поддержали только 23 участника, включая и всех основных бюджетных и долговых штрафников - Грецию, Португалию, Испанию и Ирландию. Причем ирландский кабинет «за», но опасается, что ему придется провести по вопросу референдум (ирландцы своими референдумами уже чуть не похоронили Лиссабонский договор - они провели по нему два плебисцита в 2008-м и в 2009-м, и лишь во второй раз одобрили принятие).
Шведы же объявили, что еще подумают и должны сначала ознакомиться с деталями документа. Похожие на шведские оговорки есть у Словакии, Чехии и Венгрии.
Двухскоростная Европа, но без Саркози?
В общем, не похоже, чтобы Европа подошла к исходу этого года целой, единой и обновленной. Старому Свету, скорее, грозит «оздоровительное похудение» за счет тех, кто не согласен с планами намечающегося принудительной Большой еврохирургии.
Увы, кое-кто из тех, кто затевал назревающую хирургию в еврозоне и ЕС, как например, президент Франции Николя Саркози, могут и не увидеть результатов этой конституционной и финансовой перестройки.
Именно Саркози, а с ним и германский канцлер Ангела Меркель, почти три года назад начали намекать на то, что ЕС можно и нужно бы превратить в «двухскоростной» союз. Те, что способен развиваться и соблюдать финансовый орднунг, уйдут вперед, а остальные пусть подтягиваются. Все начинающееся упражнение с «финансовым компактом» как раз на это и рассчитано.
Но Саркози в апреле-мае предстоят президентские выборы. И хотя он официально еще даже не объявил о своем участии (обещал сделать это в феврале: объявление за месяц до президентских выборов для французов -- нормальная практика), мало кто сомневается, что он захочет оставить Елисейский дворец.
По последним данным опросов общественного мнения, он отстает от основного соперника, бывшего лидера Социалистической партии Франсуа Олланда, но этот разрыв не так уж велик. Он то расширяется до 10%, то падает до 4%. Кандидат от крайне правого Национального фронта Марин Ле Пен после Олланда и Саркози идет на третьем месте и, по опросам, могла бы получить от 14% до 19% голосов избирателей.
Саркози очень надеется, что ему поможет проведенная при нем же избирательная реформа. С 2012-го года в стране начинает действовать принятый в 2009-м закон, впервые позволяющий живущим в эмиграции французам иметь собственных депутатов в Национальном собрании. Галлы-экспатрианты и до этого могли голосовать на парламентских выборах, но только за кандидатов от французских округов.
Теперь же в стране появляется такая экзотика, как, скажем, депутат от Соединенных Штатов. Год назад на это место прочили нынешнего директора-распорядителя МВФ Кристин Лагард. Будет депутат от Северной Африки, депутат от Северной Европы (Британия, Ирландия, Скандинавия и Балтия) или депутат от испаноязычной Европы. В общей сложности, французы создали 11 заморских избирательных округов, от которых в парламенте будут собственные парламентарии.
Как показала практика, большая часть всех голосующих за кордоном французов склонна поддерживать правоцентристские партии, а именно «Союз за народное движение» Саркози. То, что Сарко дал заморским французам еще и собственных депутатов, не может им не понравиться. А это, как никак 2,5 миллиона человек. Столько голосов на улице не валяются.
Но, в любом случае, Франции предстоят двухэтапные президентские выборы и пока совсем непонятно, кто может в них победить. А жаль будет, если вслед за импозантным итальянским премьером Сильвио Берлускони, уйдет еще и гиперэнергичный Сарко. Скучно будет в Европе. Даже в обновленной.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции