Рейтинг@Mail.ru
Вторая мировая война месяц за месяцем. Январь 1942 года - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Вторая мировая война месяц за месяцем. Январь 1942 года

Читать ria.ru в
Дзен
Новый, 1942 год, советские солдаты встречали без традиционной елочки и новогодних поздравлений. Зато с хорошим праздничным настроением: враг бежит и, казалось, его надо только добить. Немцы отброшены от стен Москвы и почти всюду на советско-германском фронте вынуждены перейти к обороне.

Сергей Варшавчик, обозреватель РИА Новости.

Новый, 1942 год, советские солдаты встречали без традиционной елочки и новогодних поздравлений. Зато с хорошим праздничным настроением: враг бежит и, казалось, его надо только добить. Немцы отброшены от стен Москвы и почти всюду на советско-германском фронте вынуждены перейти к обороне.

Оптимистичное будущее

Майор Никандр Раздобрев, погибший в боях летом 1942 года, в письме к родным писал: «Новый год – 1942 год – мы встречали так, как никто никогда не встречал и, по всей вероятности, не будет встречать. Ровно в 24.00 фашистам в виде новогодних подарков полетели тысячи снарядов, мин и целый дождь пулеметных очередей. В общем, подарки мы им послали на славу. Будут, сволочи, помнить долго».

Подобные настроения царили и среди тех, кто сражался с врагом за линией фронта. Командир партизанского соединения, Герой Советского Союза Николай Попудренко, чья жизнь оборвалась в 1943 году, записал в своем фронтовом дневнике, что Новый Год его бойцы встретили в приподнятом настроении. По словам Попудренко, местное население «вместе с нами веселилось и радовалось тем успехам, которые имеет Красная армия в борьбе с фашизмом. 1942-й год будет годом окончательного разгрома немецкого фашизма и его системы во всем мире».

Общий настрой бойцов и командиров Красной Армии всецело разделяли и в Кремле. 5 января 1942 года состоялось расширенное совещание в Ставке ВГК для обсуждения стратегических планов на ближайшее будущее.

С докладом выступил начальник Генштаба маршал Шапошников, который доложил собравшимся не только план дальнейшего наступления на немецкие части под Москвой, но и очертил масштабы стратегического наступления на других фронтах. В частности, речь шла о прорыве блокады Ленинграда и разгроме противника на Украине и в Крыму.

Недооценка сторон

Несмотря на серьезные опасения генерала Жукова относительно целесообразности проведения крупных наступательных операций сразу по всему фронту от Ладожского озера до Черного моря, Сталин утвердил план Шапошникова.

Как рассказал в интервью РИА Новости военный историк Вячеслав Дашичев, этот шаг руководства страны в начале 1942 года был непродуманным решением. «На тот момент еще не созрели условия для того, чтобы переходить в контрнаступление, которое можно было бы сравнить с контрнаступлением русской армии в 1812 году. И в итоге, наступление захлебнулось», – говорит собеседник агентства. Вместе с тем, Дашичев отметил, что обе стороны недооценили силы друг друга.

Гитлер рассчитывал на победу в скоротечной войне против СССР, Сталин же после первых побед под Москвой решил, что вермахт на грани окончательного поражения. Однако немцы в 1942 году были еще настолько сильны, что дошли до Кавказа и Сталинграда.

В своем дневнике начальник штаба верховного командования сухопутных войск вермахта генерал Гальдер за 2 января 1942 года писал, что на любой отход своих войск фюрер реагирует бурными сценами, упрекая генералов, что они «управляют армией парламентскими методами, не проявляя достаточной твердости».

Удар пальцами вместо кулака

Во исполнение директивы Ставки ВГК советские войска нанесли в десятых числа января ряд мощных ударов по немецким войскам. Из них самым успешным для Красной армии зимой 1942 года следует признать действия Северо-Западного фронта.

Несмотря на то, что в перспективе планировалось взять Смоленск (который в итоге был освобожден лишь в сентябре 1943 года), войска фронта с боями, наступая без достаточного запаса еды, по зимнему бездорожью, освободили от врага довольно большую территорию и охватили с севера Ржевскую группировку противника. Одновременно, под Демянском были блокированы 6 пехотных дивизий вермахта.

12 января командующий группой армий «Север» фельдмаршал Лееб обратился к Гитлеру с просьбой о выводе этих войск из намечающегося «котла», однако согласия на это не получил. Через несколько дней в знак протеста организатор блокады Ленинграда подал фюреру рапорт о своей отставке и практически тут же был уволен в запас.

Довольно успешно поначалу развивалась и наступление Западного и Калининского фронтов, перед которыми была поставлена задача расчленить и уничтожить основные силы группы армий «Центр» в районе Ржева и Вязьмы. После ожесточенных боев были освобождены города Можайск, Медынь, Сухиничи и ряд других. В итоге своих постов лишился ряд немецких генералов, среди которых командующий 4-й танковой армией Гепнер и командующий 9-й полевой армией Штраус.

Однако, выполнить поставленные задачи не получилось. По распоряжению Сталина 1-я ударная армия генерала Кузнецова была переброшена в район Демянска, где намечался крупный успех. Были переброшены с главного направления и некоторые другие армии. В итоге, вместо «кулака», который пробил бы оборону противника, получился удар растопыренными пальцами.

Новый командующий немецкой 9-й армией генерал Модель воспользовался этим и оперативно закрыл брешь в своей обороне западнее Ржева. Контратаковав, он взял в полу-окружение части 39-й, 29-й армии и 11-го корпуса Красной Армии.

22 января в состав Калининского фронта была переданы 3-я и 4-я ударные армии Северо-Западного фронта. Однако сопротивление немцев с каждым днем возрастало.

В итоге, наступление Западного фронта в составе 33-й армии и двух отдельных корпусов на Ржев успеха не имело. Начиналась страшная Ржевская мясорубка, которая продлилась с небольшими перерывами до конца марта 1943 года и стоила нашей армии, по официальным данным, около полумиллиона погибших, пропавших без вести и взятых в плен.

Силы иссякли

Наступление под Ленинградом войск Ленинградского и Волховского фронтов так и не привело к прорыву блокады города, не говоря уже о более амбициозной цели – разгрому группы армий «Север».

Нереальные цели и недостаточная подготовленность личного состава усугубились плохой координацией действий фронтов, а также непродуманными директивами Ставки.

Одним из таких скороспелых решений явился приказ ввести 2-ю ударную армию в узкую щель, пробитую в обороне врага. Через некоторое время это привело к трагической гибели армии, главком которой, генерал Власов, был взят в плен.

Ненамного лучше дела обстояли и на юге, где силами Южного и Юго-Западного фронта планировалось прорвать оборону немцев, выйти в тыл донбасско-таганрогской группировке и уничтожить, оттеснив к побережью Азовского моря. За две недели ожесточенных боев советским войскам удалось прорвать оборону противника и, продвинувшись почти на 100 километров, захватить плацдарм на правом берегу Северного Донца. На этом силы иссякли.

Еще южнее, на Керченском полуострове советские войска готовились нанести удар по севастопольской группировке вермахта. Однако 15 января немцы неожиданно начали наступление и захватили Феодосию, сорвав тем самым советские планы по деблокации Севастополя. Ставка решила укрепить группировку войск, выделив их в самостоятельный Крымский фронт и усилив свежими пехотными и танковыми частями. В качестве представителя Сталина на полуостров прибыл и армейский комиссар Мехлис, который в дальнейшем сыграл роковую роль для Крымского фронта, фактически подмяв под себя его руководство и взяв на себя командование войсками.

Бить англичан на суше и на море

В конце января активизировались боевые действия в Северной Африке. 21 января войска немецкого генерала Роммеля неожиданно перешли в наступление и захватили несколько селений, а к 29 января выбили британские войска из города Бенгази.

На фоне поражений своих генералов на Восточном фронте успехи Роммеля были особенно приятны Гитлеру, который наградил его орденом и присвоил звание генерал-полковника. Вскоре Роммель был назначен командующим Немецким Африканским корпусом.

Тем временем, январь 1942 года ознаменовался для японских войск новыми победами. Они вторглись в Голландскую Ост-Индию (богатую полезными ископаемыми) и захватили острова Борнео и Целебс. Параллельно развивалось японское наступление в Бирме, которая была на тот момент частью Британской империи – 20 января был захвачен город Тавой, 31-го – Моулмейн.

Еще один мощный удар ждал союзников на море. 27 января 1942 года в ходе сражения в Яванском море между японцами и объединенной эскадрой (в составе которой были корабли Голландии, США, Великобритании и Австралии), последняя понесла серьезные потери. Погиб и командующий ударным соединением контр-адмирал Доорман. В итоге поле боя осталось за японцами.

Решающие сражения Второй мировой были еще впереди.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала