Рейтинг@Mail.ru
Новый год – новые реалии? - РИА Новости, 30.12.2011
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Новый год – новые реалии?

Читать ria.ru в
Дзен
Давно такого судьбоносного Нового года не было. Пожалуй, что с 2000-го, когда президент Ельцин сказал: «Я ухожу». Тогда страна с боем курантов и под звон бокалов зависла в ожидании политических перемен. Ситуация и атмосфера, правда, несколько иные. Их своеобразие в том, что в разборки и рокировки, что прежде происходили на верхних уступах пирамиды власти, вмешалось общественное мнение, которое совершенно неожиданно для всех сформировалось внизу, у основания той же самой пирамиды.

Давно такого судьбоносного Нового года не было. Пожалуй, что с 2000-го, когда президент Ельцин сказал: «Я ухожу». Тогда страна с боем курантов и под звон бокалов зависла в ожидании политических перемен.

Нынче они опять анонсированы. Анонсировано и новое телевидение, которое будет именоваться «Общественным».

Ситуация и атмосфера, правда, несколько иные. Их своеобразие в том, что в разборки и рокировки, что прежде происходили на верхних уступах пирамиды власти, вмешалось общественное мнение, которое совершенно неожиданно для всех сформировалось внизу, у основания той же самой пирамиды. Точнее под ее основанием – в Интернете.

Виртуальный призрак материализовался сначала на Болотной площади, затем – на проспекте Сахарова.

Государство поначалу его презрело: «Сгинь, нечистая и несерьезная сила». Затем сбавило тон, уважило некоторые требования, но, как мне показалось, так и не поверило в реальность Болотной и Сахарова.

Не поверило, думаю, потому что не увидела олицетворения общественного мнения, то бишь, лидера оного.

Честно говоря, я тоже его не увидел, хотя наблюдал оба действа вживую.

Был кастинг лидеров. Меньше всего мне понравился тот, кто больше всего пришелся Улице. Точнее, Проспекту – господин Навальный. И совсем разонравился, когда послушал двухчасовую беседу с ним Евгении Альбац на «Эхе Москвы». В ней было лукавство и некоторая недоговоренность.

На Проспекте он зажигал своей агрессивностью, хмелел от встречной волны агрессивности. Даром что многим привиделся до боли знакомый образ брехтовского Уи.

На радио – выглядел овечкой, из-под шкуры которой, однако, виднелись зубы и когти какого-то другого зверя.

Как ни пытался господин Навальный смягчить свою приверженность националистической идеологии, все-таки, «грязнотца» (словечко Достоевского) в его политической самоидентификации ощущалась.

Ну, приставил он к слову «национал» слово «демократ», вместо «социалист»… И что?.. Многое ли изменилось в сути той идеологии, что зовется «националистической».

Далее, он свою собеседницу убеждал, что в рядах националистов есть заблуждающиеся люди, но с ними надо работать, надо разговаривать. А на митинг пришло некое «агрессивное ядро». Это, по мысли Навального, те люди, которые были кем-то наняты, чтобы внести раскол в ряды протестующих. Речь господина Тора, человека с незамутненными националистическими взглядами и с ксенофобскими рефлексами, он, Навальный, предусмотрительно не слышал. Ксенофобский лозунг: «Хватит кормить Кавказ!» он разделяет, но с оговоркой: «Хватит кормить коррумпированную элиту Северного Кавказа». (Понятно, что Манежка такую редакционную правку не заметит и будет долбить свое. Как те, кто кричат: «Россия для русских!» не обратят внимание на его, Навального, редакцию «Россия для граждан России, естественно».

В том и дело, что ксенофобия в очищенном виде звучит убедительнее и зажигательнее для масс. А для слишком щепетильных либералов ее можно слегка подгримировать.

В «Русских маршах» он участвовал потому, что там есть вменяемые разумные граждане, с которыми надо вести разъяснительную работу.
Как можно вести разъяснительную работу на митингах и маршах, честно говоря, не представляю.

У меня-то сложилось впечатление, что сегодня разъяснительная работа ведется среди демократов, чтобы они как-то потолерантнее отнеслись к националистам. И вот уже писательница Юлия Латынина бросает в народ примиряющее: «Есть национализм головы, а есть – зада».

Националисты от головы не ходят пока на «русские марши». Кроме Навального. Потому как еще стесняются засветить свои зады. Тогда миссию сближения либерального Магомета и националистической Горы берет на себя национал-демократ Навальный.
Он не стесняется. И его не стесняются. Он считается «рукопожатным националистом».

С месяц тому назад я написал колонку, где попытался нарисовать фоторобот хорошего националиста. Тогда я не думал о Навальном. Сейчас вижу, что фоторобот близок к его внутреннему облику.

Теперь на этот облик примеряется шапка Мономаха. В частности, это попробовала сделать собеседница Навального. Он смущался, отнекивался, мол, погоди, еще рано. Но решительного отказа не последовало. Слово за слово, стало понятно, что он за расширенные полномочия того, кто займет пост президента, и что фюрерские импульсы, проскочившие в его речи на проспекте Сахарова – это не бред болезненного воображения нескольких сотен интеллигентов.

Остальные либералы их тоже уловили, но решили, что черт национализма не так страшен, как его малюют.

Вот это самое поразительное. В помянутой колонке я пересказал пьесу-притчу Макса Фриша о Бидермане и поджигателях.

Там ведь вполне себе рукопожатные поджигатели, не таясь, принесли в дом к буржуа Бидерману две канистры бензина. На глазах у хозяина приладили взрыватель, подтянули шнур. Бидерман отлично понимал, какую меру опасности все это представляет для его жизни и личного благополучия. Но до конца не мог поверить, что этого не понимают сами поджигатели. Те в последнюю минуту спохватились: у них спичек нет.

Спичку им одолжил все тот же хозяин дома.

Поджигатели оказались чертями. С хозяином они встретились на Небе в тот исторический момент, когда снова засобирались на Землю.

И снова не запаслись спичками. «Подарят, – уверенно сказал один из них.

Я в той колонке еще задался вопросом: «Не к нам ли они нацелились?».

***

Навальный объяснил свою тактику – собрать миллионный митинг и тогда…

И тогда хватит спички, которую ему услужливо поднесет какой-нибудь Бидерман.

У Навального две педали. Одна антикоррупционная. Другая – националистическая. Пока он давит на первую. Но в любую минуту может нажать на вторую.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала