Анна Курская, РИА Новости.
Минувший год запомнится российским блогерам бурными дискуссиями и возрождением политической активности в он-лайне. Аудитория в классической блогосфере, в отличие от социальных сетей, перестала расти. Но и там в 2012 году конкуренция за пользователей усилится, считают эксперты.
В минувшем году русскоязычная аудитория блогов практически перестала расти, считают эксперты. При этом не произошло и оттока аудитории: сложился постоянный круг людей, которым нравится вести записи в интернете в дневниковом формате.
«Классические блоги вроде LiveJournal как структура, идеология, в минувшем году достигли пика своего развития и начали потихоньку стагнировать», – рассказал РИА Новости создатель статистического сервиса LiveInternet Герман Клименко.
По мнению популярного блогера Рустема Адагамова, причина этого состоит в том, что социальные сети предлагают пользователям более легкий инструмент общения, чем классические блоги.
«Все-таки блог нужно вести, это своего рода работа, подчас довольно трудная, а обновить статус в Facebook или написать в Twitter легко, – рассказал он. – Я и сам с этого года сижу в Twitter и Facebook, потому что появляется масса мелких новостей, мыслей и фотографий, которые можно быстро туда кинуть и забыть о них».
Минувший год выдался для «Живого Журнала» непростым, достаточно вспомнить многочисленные DDoS-атаки на этот ресурс, которые парализовали его работу на значительное время.
«Обновление дизайна и функционала LiveJournal, которое проводится сегодня, наверное, может привести к некоему приросту аудитории. Но пока об этом можно говорить лишь авансом», – полагает популярный блогер Антон Коробков-Землянский.
Прирост аудитории в минувшем году сместился в сторону социальных сетей Facebook, «Одноклассники», «ВКонтакте» и Google+. Крупнейшая из них с точки зрения русскоязычной аудитории соцсеть «ВКонтакте», по данным Минкомсвязи, заняла первое место в Европе по количеству времени, проводимому интернет-пользователями на сайте (в среднем около 7,1 часа за месяц).
Google + и Twitter завоевывают место под солнцем
Социальная сеть Google+ была запущена в конце июня 2011 года. В первые два месяца зарегистрироваться в соцсети можно было только по приглашению, а в сентябре регистрацию открыли для всех желающих. С тех пор аудитория Google+ в Рунете постоянно растет.
Сегодня Google+ охватывает примерно 1,6% от 70 миллионов пользователей интернета в России, в то время как у Facebook эта величина составляет примерно 6,5%, у «ВКонтакте» – 32,7%, рассказал Герман Клименко.
«С момента запуска Google + прошло уже полгода, но многие до сих пор не понимают, что в этой социальной сети делать, – отметил Антон Коробков-Землянский. – Тренды она пока не задает, хотя число пользователей там растет».
Эксперты ожидают, что в будущем в новую социальную сеть перейдет часть аудитории Facedook.
«Надо учитывать, что за Google + стоит Android и вся мощь Google. И я думаю, что в будущем году доля этой соцсети увеличится», – отметил Герман Клименко.
В уходящем году значительный рост в Рунете показал сервис микроблогов Twitter. На конец декабря, согласно статистике «Яндекса», в нем насчитывалось более 1,85 миллиона русскоязычных аккаунтов. Twitter удвоил свою российскую аудиторию с начала августа, когда ее размер превысил один миллион пользователей.
Бурный рост аудитории Twitter был вызван его русификацией, считает Антон Коробков-Землянский. Вдобавок, популярность этого сервиса возросла в дни недавних митингов.
Популярные темы
Минувший год запомнится российским блогерам многими темами. Взрыв в Домодедово, революции в арабских странах, смерть Стива Джобса и ситуация вокруг выборов в России породили множество дискуссий.
«Самыми обсуждаемыми темами традиционно стали политика, межнациональные отношения и катастрофы, – отметил Рустем Адагамов. – Очень резкую реакцию всегда вызывают природные катаклизмы, очень много места в блогах заняло землетрясение в Японии».
Трафик социальных сетей сильно возрастал в декабре. Митинги на Болотной площади и проспекте Сахарова в Москве были подготовлены в социальных сетях, считает Герман Клименко. «Тем не менее, значительная часть аудитории соцсетей митингами не интересовалась, – рассказал он. – Все-таки политически вовлеченных людей там не так много».
По мнению экспертов, в 2011 году намного острее, чем раньше, пользователи соцсетей переживали уход известных людей. Приступ массового горя в сети вызвал уход основателя компании Apple Стива Джобса.
«В первые часы после его смерти почти все популярные сайты были в нерабочем состоянии, потому что несколько десятков, а то и сотен миллионов человек одновременно смотрели новости, ходили на блог-площадки, чтобы получить информацию и поделиться своими переживаниями», – рассказал Антон Коробков-Землянский.
Большую же часть года соцсети оставались средством ежедневного общения между друзьями на бытовые темы.
Надежды и опасения
Пока все социальные сети демонстрируют устойчивый прирост аудитории, но этот процесс не может продолжаться бесконечно, полагают эксперты.
«Как правило, человек не может находиться в двух соцсетях. Между соцсетями неизбежно начнется борьба за аудиторию, – считает Герман Клименко. – Я думаю, что в 2012 году какая-то из соцсетей прекратит рост».
Социальные сети «ВКонтакте» и «Одноклассники» близки к пику своего роста, полагает Антон Коробков-Землянский. «Рост, конечно, есть, но его динамика замедлилась, потому что рынок насытился, и все, кто мог, там уже зарегистрировались», – отметил он.
Блогеры высказывают опасения по поводу будущих законодательных инициатив, которые могут ограничить свободу высказываний в блогах и соцсетях после президентских выборов в марте.
«Мы все испытываем опасения за свободу интернета. Впереди фактически неизвестность», – отметил Рустем Адагамов.
Герман Клименко не ждет от наступающего года принципиальных изменений в блогосфере и соцсетях. «Не хотелось бы революций, а хотелось бы просто спокойно работать», – заключил он.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции