Мария Князева, РИА Новости (Брюссель).
Еврозона неизбежно расплатится за нерешительность и отсутствие политического единодушия в борьбе с долговым кризисом рецессией в 2012 году; чиновники все еще надеются избежать общего экономического спада, а аналитики предупреждают, что бездействие властей и затягивание рецессии может привести и к распаду еврозоны.
Тише едешь?
Экономическая ситуация в еврозоне ухудшалась в течение почти всего 2011 года. Долговой кризис поразил Португалию, затем окончательно расстроил планы Греции по возвращению на долгосрочный рынок заимствований в ближайшей перспективе, еще сильнее расшатал финансовые рынки, подобрался к Италии и Испании, подорвал стабильность банковской системы ЕС, ударил по евро и, в конце концов, подвел регион единой европейской валюты к яме рецессии.
Пока аналитики ожидают, что спад будет неглубоким и выбраться из него еврозона сможет быстро, однако еще в первой половине года никто и не помышлял о рецессии.
Политические лидеры Евросоюза, борясь с кризисом, все больше и больше усиливали активность. Их встречи стали проходить чаще, некоторые вечерние совещания затягивались до утра, однако многие решения, даже обнадеживавшие рынки, оказывались слишком сложными, пробуксовывали или оставались вовсе нереализованными.
Нерешенность внутренних долговых проблем не только ударила по экономическому росту и крепости евро, но и сделала реальной возможность выхода из объединения отдельных государств — хотя пока законодательно механизмов для этого нет. Некоторые эксперты считают, что суверенные проблемы периферийных стран еврозоны теперь стали реальной угрозой и для глобальной экономики.
За 2011 год в ЕС принято немало серьезных решений. Одобрена трехлетняя программа финансовой помощи Португалии на 78 миллиардов евро (уже одобрено выделение второго транша). Второй план спасения Греции принимался властями ЕС дважды, однако по-прежнему находится в разработке, несмотря на то, что стране новые вливания средств могут понадобиться уже в 2012 году. В Еврозоне введены штрафы за превышение дефицита бюджета в 3% ВВП каждой страны и госдолга в 60% ВВП. По этому пункту Еврокомиссия обещает дать первые комментарии по странам и штрафам уже в январе. Расширены объем и функции Европейского фонда финансовой стабильности (ЕФФС), но фонд так и не начал покупки суверенных облигаций еврозоны на вторичном рынке.
Рынки ждали от властей Евросоюза большей решительности в борьбе с кризисом. Инвесторы обвиняют власти в отсутствии политической воли, но лидерам 27 государств ЕС или 17 стран еврозоны трудно договориться о единой политике, а воплощение решений нередко зависит от национальных законодательных особенностей.
Рейтинговые агентства настороже
Накопившиеся за прошедший год проблемы вынудили международные рейтинговые агентства ухудшить свое отношение к оценкам даже самых стабильных стран еврозоны. В частности, агентство S&P поместило долгосрочные рейтинги 15 из 17 государств валютного объединения в список на пересмотр с возможностью понижения, в том числе, всех шести стран с наивысшей оценкой уровня «ААА». Агентство обещает принять решение в первом квартале 2012 года в случае, если механизмы по борьбе с кризисом не будут выработаны. Аналитики ожидают, что S&P сделает это быстрее.
«Политическая воля в еврозоне должна пройти суровый экзамен в начале 2012 года. Обстоятельства, скорее всего, потребуют серьезных инноваций в политике, если все же есть желание сохранить евро. Сейчас еврозона сама погружается в самоподдерживающийся спад», — считают аналитики Credit Suisse.
Потеря наивысших рейтингов может привести к агонии на финансовых рынках еврозоны и лихорадке на мировых биржах. В текущем году США уже лишилась наивысшей оценки от S&P, финансисты потеряли на время ориентир по ставке безрисковых активов, рынки полетели вниз.
Снижение рейтингов стран еврозоны может привести к сокращению оценки ЕФФС, что грозит распадом практически единственному эффективному механизму спасения отдельных стран еврозоны от дефолтов.
Фонд от имени ЕС кредитует Ирландию и Португалию, и может начать помогать Греции. Кроме того, все еще ожидается его выход на вторичный рынок облигаций еврозоны для сбивания подскакивающих доходностей, а ЕЦБ уже заявляет, что начал активную работу в качестве агента по таким операциям ЕФФС. Для своих действий фонд занимает средства на рынке под гарантии стран еврозоны. Поэтому рейтинги государств и самого фонда, а также стабильность рынков — это крайне важные условия для работы ЕФФС.
Ряд аналитиков ожидает понижение оценок некоторых стран еврозоны, в том числе крупнейших.
«Мы предполагаем снижение (рейтингов) в течение следующих двух-трех кварталов, в том числе, для Австрии, Бельгии, Франции, Греции, Италии, Португалии и Испании. В течение следующих двух-трех лет мы ждем более широкого снижения рейтингов, которое затронет США, Японию», — пишут аналитики Citi.
Нынешняя ситуация в еврозоне «напоминает коллапс доверия в 2008 году, когда экономика практически сошла с рельсов; тогда аналитики и эксперты абсолютно не понимали всю серьезность ситуации», пишут эксперты HSBC.
И все-таки вместе!
Чиновники Евросоюза продолжают настаивать: еврозона — единый организм, механизма выхода из нее не существует. Несколько недель в октябре-ноябре звучали заявления о возможном уходе из объединения Греции, однако они вновь сменились сентенциями о целостности еврозоны. Аналитики же, наблюдая усугубляющийся кризис, не могут полностью исключить если не распада зоны евро, то, как минимум, — выхода из нее отдельных стран.
Узнать мнение эксперта о возможном закате еврозоны >>
«Увеличившиеся спреды между десятилетними государственными долгами Германии и Франции, а также Германии и Италии с Испанией должны побудить либо к созданию фискального союза в еврозоне, либо к ее распаду», — уверены аналитики BofA Merrill Lynch.
Пока политики ЕС хотят идти по пути создания бюджетного союза, а многие эксперты ждут, что ближайшие годы ознаменуются значительными различиями в темпах экономического развития между основными и периферийными странами еврозоны, значит, могут сохраниться и широкие спреды между их госдолгами.
«Сильные страны должны показать свою солидарность с более слабыми государствами в предложении им необходимого фондирования. Слабые страны должны соглашаться на условия фондирования. В этом и запрятан риск целостности еврозоны — политики и их электорат могут больше не захотеть быть частью такого уравнивания», — отмечают экономисты Societe Generale.
Наиболее вероятным первым претендентом на выход из еврозоны является, конечно же, балансирующая на грани дефолта Греция. По оценкам Societe Generale, ценой неплатежеспособности и ухода этой страны из валютного союза только в первый год после события может стать спад ее ВВП на 25-50%, а также суровая рецессия в еврозоне — с падением экономики примерно на 5%. Аналитики банка все же надеются, что распада или выхода некоторых стран из монетарного союза удастся избежать.
«Наш базовый сценарий предполагает, что долговой кризис ухудшится, но спровоцирует тем самым активные действия ЕЦБ и правительств-кредиторов для предотвращения развала зоны единой европейской валюты», — надеются в Citi.
«Мы думаем, что в Европе все же есть политическая воля для реванша кризису и сохранению евро», — пишут аналитики Credit Suisse.
Эксперты Raiffeisen research отмечают, что у еврозоны, как это ни странно, сравнительно низкий госдолг — 88% ВВП по итогам 2011 года. В Великобритании показатель находится на уровне около 84%, в США — около 100%, в Японии — около 233%, напоминают они. Дефицит бюджета также выгодно отличается от крупнейших экономик мира — у еврозоны он около 4,1% ВВП, тогда как в Соединенном королевстве — около 9,4%, в США — 9,3%, в Японии — 10,3%. У еврозоны также нет потребности во внешнем финансировании, чего не скажешь о США и Великобритании. «К сожалению, эта фундаментальная сила еврозоны не решает финансовых проблем ее отдельных стран», — отмечают при этом аналитики.
«Подытоживая, можно сказать, что нет никаких сомнений в живучести еврозоны в целом. Раскол объединения весьма маловероятен», — пишут эксперты.
Маловероятен также и выход отдельных стран, так как этот шаг будет иметь для них неподъемную цену. «Не только из-за экспортной зависимости между странами, но, в особенности потому, что после 12 лет интеграции финансовых рынков, распад валютной зоны и последующие за ней дефолты искалечат финансовую систему даже в таких сильных странах, как Германия, и вызовут глубокую и продолжительную рецессию», — считают аналитики Raiffeisen research.
В то же время они считают, что властям ЕС стоит проработать в наступающем году сценарии и механизмы выхода стран из зоны евро.
Таким образом, аналитики, сводя к минимуму вероятность выхода государств от региона единой европейской валюты, не исключают полностью такой возможности в случае, если власти еврозоны не смогут вместе эффективно сдержать и победить кризис.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции