Рейтинг@Mail.ru
Репутация в социальных сетях: легко ли быть невольником чести - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Репутация в социальных сетях: легко ли быть невольником чести

© РИА НовостиНа репутацию человека сегодня обладают воздействием социальные сети
На репутацию человека сегодня обладают воздействием социальные сети
Читать ria.ru в
Дзен
Уходящий год выдался богатым на интернет-дискуссии, но два не самых громких события заставили меня задуматься о том, каким воздействием на репутацию человека сегодня обладают социальные сети.

Обозреватели РИА Новости рассказывают о самом ярком личном впечатлении от уходящего 2011 года.

Анна Курская, РИА Новости.

Уходящий год выдался богатым на интернет-дискуссии, но два не самых громких события заставили меня задуматься о том, каким воздействием на репутацию человека сегодня обладают социальные сети.

В январе в прессу попали фотографии судьи из Улан-Удэ Ирины Левандовской, взятые с ее странички в социальной сети «ВКонтакте». Судья была запечатлена в обнимку с бутылкой крепкого алкоголя. Эти снимки вызвали большой скандал, и Левандовская была уволена с формулировкой «за нарушение норм профессиональной этики», хотя позднее уверяла, что вообще не пьет спиртного.

Вторая история произошла всего лишь пару недель назад. Юная «нашистка» из Ивановской области Светлана Курицына стала героиней видеоролика, в котором она нескладно высказывается в поддержку «Единой России». Ссылки на ролик обошли блогосферу, принесли ему свыше миллиона просмотров и огромное количество издевательских откликов. К сожалению, в травле Светланы приняли участие некоторые профессиональные журналисты, которые в своих блогах в эти дни вволю поупражнялись в сарказме. Еще неизвестно, как отразится эта история на судьбе девушки.

Было немало и других подобных случаев. Все они свидетельствуют о том, что грань между виртуальной и реальной жизнью сегодня стала практически невидимой, и забота о репутации в интернете постепенно становится обязательным элементом повседневной культуры всякого уважающего себя человека.

Сначала надо стать «своим»

Положительная репутация позволяет блогеру войти в виртуальное сообщество единомышленников или создать вокруг себя группу поддержки, с помощью которых он может удовлетворить свой «инстинкт значимости» и повысить самооценку.

Как этого добиться? Человек высказывает в социальной сети свое мнение по разным вопросам, и если оказывается, что его точка зрения раз за разом нравится большинству его новых знакомых, его репутация растет, рассказал автор научных исследований о проблеме репутации в соцсетях главный научный сотрудник Института проблем управления РАН Александр Чхартишвили.

«И лишь после того, как человек в виртуальном сообществе «стал своим», он может пробовать постепенно сдвигать общее мнение, вести его за собой», - отметил он.

Создать репутацию человека сведущего или необычного, приобрести известность в интернете гораздо легче, чем вне его, полагает эксперт.
«В реальном мире вы всегда общаетесь в каком-то контексте. Когда вы знакомитесь с человеком, вы как-то выглядите, во что-то одеты, и это накладывает отпечаток на восприятие вашего образа, - рассказал эксперт. - В интернете изначально практически все равны. Человек может довольно быстро завоевать популярность за счет своих личных качеств, а не за счет социального контекста, должностей и регалий, у него больше возможности «раскрутиться с нуля».

Добрая слава лежит, а дурная бежит

У репутации в интернете есть интересная особенность - если удачи, успехи человека быстро стираются из памяти его читателей, то негативная информация в той или иной степени сохраняется практически навсегда.

Эффект от положительной и отрицательной информации тоже бывает разным. Я не могу вспомнить ни одного случая, когда кто-то получил повышение от начальства из-за удачной записи в блоге. Но у меня есть знакомые, у которых возникали проблемы на работе после неосторожного комментария или размещения скандальных фотографий или видеороликов в интернете.

Конечно, скандальный ролик может попасть в интернет и против воли человека, как это случилось со Светой из Ивановской области. Но часто пользователь соцсети как Ирина Левандовская сам вкладывает в руки недоброжелателям оружие против себя.

«Мы все-таки еще не привыкли к всеобщей открытости, - рассказал популярный блогер Антон Коробков-Землянский. - Люди воспринимают свои странички в соцсетях как свой дом, в который они приглашают друзей и родственников, где размещают свои фотографии и чувствуют себя комфортно. Но они забывают о том, что кто угодно может открыть дверь в этот дом и использовать фотографии, видео или цитаты им во вред».

Неудивительно, что в соцсетях возник спрос на хорошие репутации. Вслед за ним появилось и предложение. За год на рынке возникло несколько специальных программ по улучшению виртуального имиджа.

Эти программы сканируют странички пользователя в соцсетях по определенным ключевым словам и выдают отчет о записях с ненормативной лексикой, а также словами, связанными с алкоголем, наркотиками и эротикой. Они выискивают потенциально вредоносные ссылки и спам. Некоторые программы предупреждают пользователей об их чрезмерном увлечении играми в соцсетях, что может не понравиться их работодателям.

Невольники чести

Как ни странно, незапятнанное имя в сети также может создавать проблемы для своего обладателя.

«До определенного момента репутация - отличная штука. После него она становится мукой», - писал американский писатель-фантаст Роберт Линн Асприн.

Чтобы поддерживать высокую репутацию на уровне и не разочаровывать свое виртуальное окружение, пользователю соцсетей нередко приходится прикладывать специальные усилия, позволять собой манипулировать. Это переносит нас в ситуацию XIX века, когда понятие «реноме» было неразрывно связано с «мнением света».

Эффект этого мнения в замкнутых интернет-сообществах может достигать почти такой же силы, как в салонах эпохи Анны Карениной. Сегодняшний Вронский, пожалуй, не будет мучительно переживать из-за того, что виртуальному обществу откроется его связь с чужой женой. Но он может занервничать, что его крайние политические взгляды или вредные привычки не понравятся его работодателю. Ведь начальство сегодня пользуется теми же соцсетями и нередко собирает там сведения о подчиненных.

Мнение света заставит новую Каренину, совершенно равнодушную к политике, побежать не под поезд, а на митинг оппозиции, вслед за своей референтной группой. Она будет искренне считать, что действует по зову совести, хотя ей может руководить неосознанное желание сохранить свою репутацию лояльного члена виртуального сообщества.

«В социальной сети, где тебя видят десятки и сотни человек, гораздо удобнее пойти на поводу у большинства, чтобы не вызывать раздражения, - рассказал Антон Коробков-Землянский. - Иногда человек начинает высказываться в поддержку той или иной политической силы, даже если она ему не очень симпатична».

По-видимому, такое поведение нельзя даже назвать сознательным враньем: человек постепенно начинает и сам верить в то, что несколько раз произнес вслух; это подтверждают многие эксперименты социальной психологии.

Нередко блогер ощущает смутную потребность предъявить группе доказательства своей лояльности и высокого морального облика. Кто-то стремится попасть под объектив фотокамеры во время благотворительной акции. Другой включает на своем мобильном телефоне функцию геолокации, подтверждая, что приехал ни свет ни заря на работу (для профессионального сообщества) или, скажем, на богослужение (для религиозного). Что это, как не давление своего имиджа, необходимость поддерживать его в глазах своего микросоциума?

Конечно, в соцсети можно легче, чем в реальном мире, заработать высокую репутацию. Она поможет человеку привлечь к себе единомышленников, осуществить свое предназначение и максимально проявить свои таланты. Лишь бы цели и средства не поменялись местами.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала