Константин Богданов, военный обозреватель РИА Новости.
Испытания "Булавы" закончены, и ракета будет принята на вооружение. Об этом заявил президент Дмитрий Медведев. Эпическая история создания ракетного комплекса, ставшего притчей во языцех для всей страны, постепенно подходит к концу.
Будет принята
"Наша промышленность доказала, что она может создавать новые современные и высокоэффективные виды стратегических вооружений. Одним из них является комплекс "Булава", который теперь, после всех испытаний, будет принят на вооружение", – сказал Дмитрий Медведев во вторник на встрече с высшими офицерами по случаю их назначения на новые должности и присвоением воинских и специальных званий.
В минувшую пятницу 23 декабря крейсер "Юрий Долгорукий" успешно отстрелялся залпом из двух "Булав". Согласно неоднократно звучавшим комментариям министерства обороны, успех залпового испытания достаточен для принятия комплекса на вооружение. Не исключено, что уже в самые ближайшие дни об этом будет официально объявлено: военные любят сдавать технику "под елочку".
Падать она падала, родилась в интригах, скандалы вызывала постоянно, без расследований не обошлась, драконовские меры контроля на сборке потребовала. И даже, согласно некоторым фантастическим версиям, стала в ноябре 2009 года родоначальницей уникальной, не имеющей аналогов "норвежской спиральной аномалии". А теперь Верховный Главнокомандующий сказал, что изделие будет принято. В общем, жизнь у ракеты еще даже толком не началась, а мемуары уже можно писать.
И все-таки она летала как надо!
Придется пойти поперек общественного мнения и развеять миф о "Булаве", ставшей нарицательным именем для чего-то очень большого, дорогого и никак не желающего работать по назначению.
Дело в том, что из восемнадцати полномасштабных (не считая самого первого броскового) испытательных стартов "Булавы" откровенными неудачами закончились только шесть. Этот показатель следует признать очень хорошим результатом для ракетной системы, создаваемой с нуля в условиях "переходной экономики" (и такого же "переходного" финансирования) коллективом, ни имевшим до того никакого отношения к морским ракетам.
Для справки: первая советская твердотопливная морская ракета Р-39 испытывалась долго и мучительно, из семнадцати полномасштабных стендовых запусков неудачей закончилось более половины. При этом первый удачный старт оказался только шестым по счету ("Булаву" первое невезение накрыло только на третьем пуске).
Из последовавших же за тем тринадцати тестовых пусков Р-39 (оцените общий объем программы испытаний, кстати) с борта подводной лодки-носителя отказы наблюдались еще в двух случаях. В итоге систему довели, поставили на дежурство и не имели к ней претензий. А, к примеру, предок "Синевы" (жидкостного конкурента "Булавы") Р-29Р из 18 стендовых испытаний вообще вытянул только семь.
Так что, по-хорошему говоря, "Булава" не заслужила столь пренебрежительного отношения к себе: бывало и куда хуже, причем в гораздо более благоприятных условиях для разработчиков.
Не повезло "Булаве" лишь в двух вещах: родилась она в эпоху гласности, да неудачи сгруппировались кучно: двумя сериями по три. Притом первая серия продолжилась еще двумя испытаниями, вежливо признанными "частично успешными" (носитель отрабатывал нормально, но потом начинала капризничать система наведения боевых блоков).
Итого для легковесного взора: пять провалов подряд, один удачный, а потом опять серия из трех аварий. Если не сильно вникать в историю вопроса, действительно есть от чего впасть в недоумение и сарказм.
Интриги долгостроя
Ракета Р-30 (3М30) "Булава" ракетного комплекса Д-30 – так полностью "зовут" будущую именинницу. Появилась она до известной степени неожиданно.
В 90-е годы стратегические ядерные силы жили, мягко говоря, по средствам (все остальные вооруженные силы при этом жили и вовсе по остаточному принципу). От Советского Союза новой России достался невиданный разнобой стратегических ракетных комплексов: семь наземного базирования (а если считать по отдельным модификациям, то и того больше) и семь морского, каждый со своей производственной кооперацией (в изрядной степени завязанной, в частности, на Украину).
Содержать весь этот зверинец времен угара развитого социализма у демократической Москвы возможности уже не было, поэтому было принято радикальное решение: ракеты списывать по мере вывода из плавсостава носителей и/или выработки гарантийного ресурса, а взамен принять на вооружение две унифицированные твердотопливные ракеты: для сухопутных ядерных сил и для лодок-ракетоносцев.
На суше борьбу безальтернативно выиграли "Тополя" Московского института теплотехники (МИТ). На роль твердотопливного морского носителя долго претендовал Р-39УТТХ "Барк" – доводимый до ума (в первую очередь, с точки зрения габаритов) уже упоминавшийся нами комплекс Р-39 разработки Государственного ракетного центра им. В.П. Макеева.
Однако критическая недостача денег в государстве, наложившаяся на плохой старт испытательной серии (три неудачи из трех), похоронили "Барк" осенью 1998 года. Новый конкурс, объявленный на морскую ракету, выиграл МИТ – с той задумкой, которая только сейчас будет ставиться на вооружение под названием "Булава".
А судьба "Барка" – излюбленная тема для спекуляций любителей истории военной техники. Это и понятно: фактически готовый ракетный комплекс бросили, сменили разработчика (а МИТ до того момента морскими ракетами не занимался) и запустили цикл проектирования заново. Есть, в общем-то, от чего впасть в нехорошие подозрения на тему лоббизма и фаворитизма. Что на самом деле происходило в кабинетах в 1998 году, сейчас пока еще никто не скажет.
Сторонники "Барка" утверждают, что МИТ пошел на авантюру, пообещав военным полностью унифицировать морскую ракету с сухопутной – и тем самым уйти от двух образцов стратегических вооружений в государстве к одному в целях экономии. Генконструктор МИТ Юрий Соломонов эту версию отрицает, указывая, что речь шла о высокой степени унификации по основным системам – чего, по его словам, как раз и удалось добиться для "Булавы" и новой наземной ракеты "Ярс". Остается только ждать рассекречивания документов и сопоставлять мемуары непосредственных участников.
Морская опора триады
Так или иначе, но мы присутствуем, без шуток, при эпохальном событии: в строй вводится то, что на некоторое время станет современной опорой стратегической ядерной триады – пока не обновится сухопутная составляющая.
В РВСН уже пошли первые "Ярсы", в конце десятилетия обещан жидкостный носитель (на который еще, насколько можно судить, в лучшем случае составляется техническое задание). Однако 80% боевых блоков сухопутной компоненты находится на старых шахтных носителях, которые к 2017-20 годам планируются к снятию с боевого дежурства (хотя ранее утверждалось, что по отдельным ракетам возможно продление ресурса и до 2025 года).
В результате возникают "ножницы": боевые блоки уходят с боевого дежурства быстрее, чем вводятся. В этих условиях подстраховать стратегические силы может только "Булава": до момента обновления группировки РВСН морские "стратеги" станут критически важным компонентом ядерного сдерживания.
Так что мемуары непутевой ракеты, возможно, в недалеком будущем получат продолжение.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции