Рейтинг@Mail.ru
Что заставило единороссов пойти против воли президента - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Что заставило единороссов пойти против воли президента

Читать ria.ru в
Дзен
"Единая Россия" раскритиковала законопроект об упрощении регистрации политических партий, внесенный президентом Дмитрием Медведевым в Госдуму. Одни политологи говорят, что партия власти, теряющая в последнее время популярность, испугалась конкурентов, другие уверены, что "Единая Россия" радеет о соблюдении интересов избирателей.

Ольга Барыкова, обозреватель РИА Новости.

"Единая Россия" раскритиковала законопроект об упрощении регистрации политических партий, внесенный президентом Дмитрием Медведевым в Госдуму. Одни политологи говорят, что партия власти, теряющая в последнее время популярность, испугалась конкурентов, другие уверены, что "Единая Россия" радеет о соблюдении интересов избирателей.

Часть обозревателей также обращает внимание на то, что "Единая Россия" едва ли не впервые в истории своего существования настолько жестко раскритиковала президентский законопроект.

Забота об избирателях или боязнь конкуренции?

Согласно президентскому законопроекту, чтобы быть зарегистрированной, политическая партия должна насчитывать не менее 500 членов. Глава думской фракции ЕР Андрей Воробьев в понедельник заявил, что снятие административных барьеров для регистрации приведет к появлению многочисленных "партий-однодневок", и предложил выработать алгоритмы для подтверждения партийной дееспособности.

Резкое снижение минимального количества подписей для регистрации партии представляет угрозу для политической системы, считает генеральный директор Агентства политических и экономических коммуникаций Дмитрий Орлов. "Радикальное снижение количества подписей для регистрации партии может привести к коммерциализации этого процесса и даже к его криминализации", - предупреждает аналитик.

По мнению Андрея Воробьева, партия должна быть максимально открытой. Так, учредительные съезды, по его словам, должны проходить максимально публично - с приглашением СМИ и представителей Минюста. Кроме того, Воробьев предложил ввести некий "временной ценз" для партий, решивших принять участие в выборах, чтобы они могли зарекомендовать себя перед избирателями.

ВЦИОМ: россияне неоднозначно оценили идею о порядке регистрации партий >>

"Пятьсот человек должны подтвердить, что их и через год пятьсот, а не восемь. Разумно, чтобы партия подтверждала через какое-то время, что у них осталось пятьсот человек, - полагает президент фонда "Политика" Вячеслав Никонов. - Очевидно, что регистрация партий в принципе нигде в мире не является автоматической или уведомительной".

(Президентский законопроект не предполагает автоматической и уведомительной регистрации, а лишь снижает минимальное количество членов партии и отменяет норму, согласно которой партия должна иметь региональные отделения в половине регионов страны - Ред.)

"Единая Россия" - большой институт, который стоит на защите общественных интересов и поэтому "не может принимать решения с голоса", - считает Дмитрий Орлов.

"С политической реформой не стоит торопиться. Это должен быть серьезный, комплексный процесс, который опирается на мнение различных общественных групп, а не только московской политизированной тусовки. Этот процесс должен быть долгосрочным, не в режиме оперативного реагирования на какие-то требования митингов", - пояснил эксперт в беседе с РИА Новости.

Критика законопроекта об упрощенной системе регистрации партий вызвана не столько заботой об избирателях, сколько беспокойством "Единой России" за собственное будущее, считает президент фонда "Петербургская политика" Михаил Виноградов.

По мнению политолога, главная причина критики - нежелание "Единой России" "делиться голосами, делиться политическим пространством и лишаться прежней административной монополии".

Кого боится "Единая Россия"

"Я не думаю, что "Единая Россия" кого-то вообще может бояться из партий, которые могут возникнуть, будь то ПАРНАС или "Партия любителей пива". Безусловно, нет", - уверен Вячеслав Никонов.

ЕР боится не ПАРНАСа или "Рот Фронта" ["Российский объединенный трудовой фронт", незарегистрированная партия - Ред.], главную угрозу для нее представляют партии центристского типа, которые могут появиться на волне либерализации партийной системы, парирует первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин.

"Тому избирателю, который сейчас голосует за "Единую Россию", очень трудно проголосовать за оппозиционную партию, а вот если появятся партии, которые являются умеренными, центристскими, но при этом позиционируют себя как антибюрократические, то тогда часть избирателей [ЕР] может качнуться", - пояснил он РИА Новости.

Политолог напомнил, что увеличение минимальной численности партии произошло в 2003 году, когда существовало несколько центристских партий, которые отобрали много голосов у ЕР. "Была такая смешная история: была партия "Единение", она получила больше 1%, за нее голосовали люди, перепутав ее с "Единством", которое было в 1999 году и потом стало источником создания "Единой России". Была партия "Возрождение России", было много различных партий, которые действовали на этой поляне и отбирали голоса именно у "Единой России", - отметил эксперт.

Помимо боязни конкуренции, причиной критики президентского законопроекта могло быть желание "Единой России" "протестировать настойчивость власти в продвижении этих законодательных новаций" и стремление показать, что прохождение документов в Думе - не чисто технический процесс, говорит Михаил Виноградов.

"Единая Россия" испугалась не за себя, а за политический процесс, который при снятии административных барьеров для регистрации партий может "потерять адекватность", считает Дмитрий Орлов. "Нужно продумать сдерживающий механизм, чтобы количество партий и их качество не вернулось в 1990-е годы. Тогда политическая система была очень дисперсной, а главное - большинство партий не представляли никаких общественных интересов", - говорит аналитик.

Назад в 1990-е?

Председатель Высшего совета "Единой России" Борис Грызлов напомнил ситуацию 1995 года, когда в парламентских выборах участвовали 43 партии. "Кому это нужно? Нормальный человек даже просто запомнить их все был не в состоянии", - заявил он.

Большое количество партий - это плохо, соглашается Алексей Макаркин и тоже ссылается на ситуацию 1995-го. "Когда образуется семь либеральных партий, шесть левых партий и так далее, то при избирательном барьере все они могут оказаться за пределами. Это мы проходили в 1995 году, когда была своя партия у Гайдара, своя партия у Хакамады, были еще более мелкие партии, и в результате никто из них не прошел. Все они просто разорвали либеральный электорат, которого хватало бы для прохождения одной партии", - поясняет он.

Согласен политолог и с тем, что нужно повысить минимальное количество членов партии, однако даже в этом случае "Единой России" есть чего бояться, считает он. Для того, чтобы составить конкуренцию единороссам, нужно не 20-30 новых партий, а всего лишь три-четыре центристских. "А три-четыре партии могут появиться и при повышении этого уровня", - добавляет эксперт. Правда, повысить этот уровень после того, как президент предложил цифру 500, будет трудно, полагает он.

"Серьезный институт" и воля президента

Сложно не заметить, насколько жестко партия власти раскритиковала законопроект, предложенный президентом - человеком, который возглавлял список этой партии на выборах. С такой активной публичной критикой президентского проекта "Единая Россия" выступает едва ли не впервые.

Алексей Макаркин полагает, что этот документ настолько ущемляет интересы ЕР, что партия просто не могла молчать. Смелости, по мнению политолога, ей добавил тот факт, что президентский срок Дмитрия Медведева подходит к концу.

"Они [члены думской фракции "Единая Россия"] и раньше-то воспринимали в штыки много чего - например, они были не очень довольны законом о том, чтобы всем партиям предоставлялись равные возможности в государственных СМИ. Но тогда было неясно, будет второй срок у Медведева или нет, и в этих условиях критиковать медведевский закон слишком сильно было не очень выгодно для партии", - говорит политолог.

Сейчас, по его словам, ситуация изменилась: "Медведев будет премьер-министром, значит, он оказывается от них ["Единой России"] в определенной зависимости, плюс он может стать председателем партии, значит, они за него будут голосовать дважды. У них появилась возможность его критиковать в связи с тем, что он уходит с поста президента и в связи с тем, что на своих новых должностях он будет от них в большей степени зависеть".

Критика президентского законопроекта - обычное дело, которому не стоит приписывать какие-то несуществующие смыслы, не соглашается Вячеслав Никонов. "Я не могу сказать, что "Единая Россия" всегда автоматически поддерживала то, что спускалось сверху. Просто в условиях нынешней повышенной политизации это событие воспринимается как имеющее большое политическое значение. На самом деле это нормальный законодательный процесс".

"Единая Россия - это серьезный институт, а не машина для голосования, - добавляет Дмитрий Орлов. - Президент Медведев был одним из тех, кто был активным сторонником именно такого преобразования в партии".

Эксперты сходятся на том, что в сложившейся политической ситуации процесс разработки и принятия законопроектов будет более сложным, а Госдума имеет шансы стать местом для дискуссий.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала