Когда в 2008 году всесоюзный Мимино Вахтанг Кикабидзе заявил, что отказывается от российского Ордена Дружбы в знак протеста действиям нашей страны на территории Южной Осетии – я, честно скажу, возмущалась.
Когда в конце ноября питерский актер Александр Девотченко совершил аналогичный поступок (правда, речь шла об иных регалиях и об иных причинах) – почувствовала глухую безысходность, сведенную к одной-единственной мысли: "Это должно было когда-нибудь произойти".
Информацию о ЧП – иначе назвать ситуацию я не могу – традиционно нарыли в Интернете мои гиперактивные дети. Но пошли не по обычной схеме "вынесения мозга" маме, а устроили допрос с пристрастием бабушке. Во-первых, она у них Заслуженная артистка России. А во-вторых, энное число их родственников имеет к искусству самое непосредственное отношение, и дискуссии на, увы, риторическую тему "Куда катится отечественная культура" мальчишки слышат с завидным постоянством. Поводов для обсуждений, как вы догадываетесь, великое множество. И дебаты о профессиональном уровне современных творческих деятелей, которые идут в нашем доме, неизменно завершаются фразой "да, что говорить – погляди, кому сейчас звания раздают".
Те, кто полагает, что при Советской власти награды и почести имели лишь идеологически преданные творцы – заблуждаются. При всей политизированности происходящих процессов, в том числе (а, может, и в первую очередь), в сфере культуры – спрос с мастеров искусства был строг. Из ста ангажированных властью – девяносто имели талант, чутье, такт. И если к содержанию, скажем, балета Мурадели "Октябрь" еще можно придраться, то к музыке – никогда. То же касается песен Пахмутовой или Соловьева-Седого.
Ну, кто посмеет сказать, что Михаил Ульянов "поднялся" лишь потому, что создавал экранного Жукова, а Борис Щукин обрел популярность только за воплощенный образ Ленина? Что Зыкина стала великой из-за участия в так называемых "правительственных концертах"?
Да, писатели клепали сотни романов на производственные темы – но в подавляющем большинстве там был грамотный, художественный язык. Да, скульпторы ваяли "рабочих и колхозниц" и "девушек с веслом" – но делали это в лучших классических традициях.
Еще раз подчеркну – я не ни на минуту не идеализирую советское прошлое с его жесткой цензурой в части контента. И никогда ранее мне в голову не приходило разделять в искусстве форму и содержание. Но сегодня на моих глазах разворачивается действо, которое заставляет так поступать.
Не знаю, как вам – а мне звуком "ногтей по стеклу" отдается словосочетание "Народный артист Басков (Понькин, Расторгуев, Маликов)". Особенно – на фоне "Народный артист Баталов (Вишневская, Шостакович, Евстигнеев)". Кстати, в прошлом году родная культура получила сразу два "выстрела в спину" – "народными" стали Аллегрова и Буйнов, в этом – пока один: высокий статус обрел Кузьмин. На 2012-ый, думаю, будут назначены Куценко, Ваенга и Михайлов. Так сказать, в качестве достойного обрамления обещанного жрецами майя "конца света".
При такой разносортице и дабы сохранить разум остаткам отечественной интеллигенции, полагаю, будет уместно перейти на систему поощрений, принятой в боксе. Помните, как там – "Чемпион мира по версии WBA", "Чемпион мира по версии IBF"? Так и с культурой можно поступить, сделав, скажем, "Народного артиста России по версии отсидентов", "Народного артиста России по версии диссидентов" и, конечно же, "Народного артиста по официальной версии".
Впрочем, ерничать здесь можно до бесконечности, да только ни веселья, ни проку от этого нет. Дело же ведь – совсем и не в личном вкусе. Вкус – это когда борщ у тещи кажется пресным или соленым. Мерило ценности творчества того или иного деятеля – это польза для общества, духовного роста нации, ее интеллектуального развития, мирового престижа, для будущих поколений, наконец.
Именно в этом суть и смысл искусства. Именно исходя из этих принципов мы убеждены, что Георгий Свиридов – это на века, а Игорь Крутой – однодневка.
И еще. Обратите внимание: в отличие от советского периода – современным правящим "элитам" творческая помощь в продвижении идеологии не требуется. Госзаказа как такового нет (что объясняется "сознательным невмешательством" в сферу искусства). "Великим" достаточно, чтобы в любое время дня и ночи артисты и прочая предоставляли в их распоряжение… свое лицо. А это – по сути – торговля телом, где единицей расчета служит возможность урвать бюджетное финансирование своего проекта или "халявно" пропиариться. Как это называется с древнейших времен – думаю, объяснять не надо.
Если брать тему "Регалии в новой России" более масштабно, так сказать, всеобъемлюще, то четко и безапелляционно видно, что за последние 10 лет произошла чудовищная девальвация званий, наград и чинов. Не верите – внимательно так, не торопясь проштудируйте на досуге "самый главный сайт страны", где выкладываются, в том числе, и указы о присуждениях-награждениях.
Буквально с каждым годом число тех, кто удостаивается высоких (и не очень) наград государства, растет в геометрической прогрессии. И "прогрессию" эту во многом обеспечивают чиновники всех уровней и мастей, а также народные депутаты (короче, те же чиновники).Торжественные церемонии награждения, которые проходят в Екатерининском зале Московского Кремля, случаются все чаще. Более того, в середине 2000-х они обрели "открытый" и "закрытый" формат. Участники первого – Герои России, ветераны, узнаваемые люди от искусства, редкие труженики полей и фабрик. Участники второго – нет, не секретные ученые и разведчики – "эффективные" управленцы.
"Рог орденского изобилия" гармонично дополняют размножившиеся, как кролики без присмотра, крупные чины так называемых "силовых" ведомств. Полковники возрастом лет в 35 стали обыденностью. Кроме генералов из Вооруженных Сил, МВД и ФСБ – теперь можно встретить генерала-спасателя, генерала-пожарного, генерала-ветеринара, генерала-финансиста, и даже – генерала-дирижера.
Позволю немного личного. Мой дед пришел в армию в 1939 году. Великую Отечественную закончил капитаном и продолжил защищать Родину. Генеральские лампасы получил на 34 году службы (всего его стаж в ВС – 42 года). Вот это в моем понимании – действительно генерал.
Моя мама 35 лет в составе крупного творческого коллектива укрепляла (уж, простите за пафос) мировую славу русской культуры, несла ее в самые глухие углы нашей Необъятной. И, между прочим, вложила в государственную казну, думаю, не один миллион инвалютных рублей. Вот это в моем понимании – действительно заслуженная артистка.
Я хорошо помню мега-уважительное "Ого!", когда в детстве я позволяла себе щегольнуть дедом перед знакомыми. Я хорошо помню, как мою маму вызывали в школу в основном для того, чтобы "живьем" увидеть статусную артистку. И мне никогда в голову не приходило узнать, почему дед дослужился только до генерал-майора, а мама – лишь до "Заслуженной". Звания, которые они имели – и так казались мне "заоблачной высью", ведь таких людей были считанные единицы.
А вот дети мои, пропитанные и амброзией, и миазмами нынешней эпохи, так до конца и не понимают, отчего их прадед не стал маршалом. И честно думают, что не уйди бабушка на пенсию (а сделала она это исключительно по причине невостребованности настоящего, высокого искусства) – была бы "Народной артисткой".
Потому как… "погляди, кому сейчас звания раздают".
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции