Армии ведущих стран мира, в том числе и российская, в последние годы сокращают своей танковый парк. Ставка теперь делается на легкую бронетехнику и, прежде всего, боевые бронированные машины. О причинах возникновения такой "моды", о тенденциях развития российского производства легкой бронетехники, а также о том, почему Минобороны РФ отказалось покупать бронетранспортер БТР-90, рассказал в беседе со специальным корреспондентом РИА Новости Иваном Коноваловым генеральный директор ООО "Военно-промышленная компания" (единственный в России разработчик и производитель легкой колесной бронетехники) Дмитрий Галкин.
- Каковы на Ваш взгляд перспективы легкой бронетехники на мировом рынке вооружений и армиях мира? Заменит ли она полностью танки?
- При анализе вооруженных конфликтов последнего десятилетия можно отметить одну из важнейших тенденций - увеличение пространства боевых действий с одновременным уменьшением численности участвующих сторон в бою и ростом количества очагов боестолкновений.
Все это требует от войск высокомобильных действий. Отсюда и новые требования к вооружению и военной технике, которыми должны оснащаться войска - оптимальное сочетание повышенной мобильности, огневой мощи и защищенности. На сегодняшний день такое сочетание обеспечивает колесная бронетехника.
Еще один аспект, который стал учитываться в последнее время - это повышение ресурса военной техники. Здесь колесные легкие бронемашины имеют явное преимущество перед тяжелыми гусеничными.
Все это и вызвало в последнее десятилетие своеобразный ажиотаж на колесную легкую бронетехнику на мировом рынке вооружений. Сейчас, наверное, только ленивый не пытается создавать и продвигать на международный рынок бронетехнику такого класса. К сожалению, многое из того, что сейчас предлагается в мире, имеет основную цель - занять свою нишу на рынке и получить компаниями-производителями сиюминутную прибыль.
Наша компания, которая пока в России является единственным разработчиком и производителем колесной бронетехники, и я это говорю с гордостью, входит в пятерку мировых лидеров в этом сегменте, среди которых компании Германии, Франции, Австрии и США.
Что касается танков, то они еще долго будут оставаться в строю, поскольку имеется много задач, которые танками могут решаться более эффективно. Это, кстати, подтверждается и сообщениями о действиях коалиционных войск в Афганистане.
- Каким Вам видится процентное соотношение бронемашин и танков в армиях мира в ближайшем будущем?
- На мой взгляд, соотношение легких колесных бронированных машин и танков в армиях может быть в пределах 4:1. Думаю, что на сегодняшний день - это оптимальный вариант.
- Один только парк бронетранспортеров МВД составляет несколько сот машин. Нигде в мире полиция не использует для контртеррористических и городских операций боевые машины. Будет ли производиться полная замена БТРов на специальные полицейские машины (СПМ)? Если да, то хватит ли мощностей компании "ВПК" для осуществления столь масштабной кампании?
- Нужно четко понимать, что тот парк БТРов в составе МВД России - это не полиция, а внутренние войска (ВВ), функция которых отлична от функций полиции. А в мире для проведения контртеррористических операций часто используются армейские части и подразделения со своей боевой техникой. Вспомните недавние события в Рио-де-Жанейро, когда при наведении порядка в фавелах использовались гусеничные бронетранспортеры. В Израиле, для борьбы с террористами используют не только тяжелые гусеничные бронетранспортеры типа "Азахирит" или "Намер", но и 65-тонные танки "Меркава". Все зависит от состава и оснащения бандформирования, которое надо нейтрализовать или уничтожить.
В нашей стране вне районов, попадающих под статус "проведения контртеррористической операции", возникающие задачи по уничтожению отдельных вооруженных преступников или банд, часто приходится решать с использованием бронетехники, как правило, это колесные бронетранспортеры БТР-80. Но и это связано с определенными трудностями - для выдвижения бронетранспортеров к месту проведения операции, а это часто бывает в населенных пунктах, требуется сопровождение ГИБДД. Теряется драгоценное время. Да и порой, уже само появление грозной боевой машины в населенном пункте вызывает если не негативное, то часто настороженное отношение местного населения.
В такой ситуации оснащение подразделений внутренних войск специальными полицейскими машинами (СПМ) будет выходом из сложившейся ситуации. В перспективе планируется большую часть парка бронетранспортеров ВВ РФ перевооружить на новые СПМ-3 "Медведь". Какое количество "Медведей" придет на замену БТРам - это будет решать командование внутренних войск. Но будет логичным, и скорее всего так и будет, если определенная часть БТР-80 будет оставаться в строю этой структуры. Именно оптимальное сочетание СПМ-3 и БТР позволит внутренним войскам оперативно решать самые сложные боевые и оперативные задачи по обеспечению правопорядка. Скажу больше, есть вероятность того, что на смену имеющимся в ряде округов внутренних войск БМП-2 в ближайшее время придут БТР-82А, способные решать те же задачи, что и БМП, но не имеющие таких жестких ограничений по использованию дорог общего пользования.
Я считаю, что после принятия на вооружение МВД СПМ-3 и при своевременном финансировании, мы сможем в течение 2-3 лет полностью обеспечить потребности наших правоохранительных структур и в этих машинах и в колесных бронетранспортерах тоже.
- Между Минобороны и оборонно-промышленным комплексом РФ не прекращаются бесконечные споры по поводу цен на военную продукцию. Какова на ваш взгляд наиболее приемлемая схема взаимоотношений МО и ОПК по этому вопросу? Где "золотая середина"?
- Во взаимоотношениях Минобороны и ОПК можно увидеть обычные рыночные отношения. Производитель хочет получить за свою продукцию максимум прибыли, а заказчик, как рачительный хозяин, желает сэкономить по-максимуму. Вполне естественный процесс.
Основная проблема ценообразования на продукцию военного назначения (ПВН) на сегодняшний день состоит в том, что Минобороны согласует цену финального изделия только с головным производителем. Но при таком ценообразовании поставщики комплектующих второго и третьего порядка, особенно если они являются монополистами, имеют возможность повышать цены на свою продукцию при сохранении цены финального изделия. В такой ситуации головному производителю становится невыгодно поставлять заказчику продукцию по заранее утвержденным ценам.
"Золотая середина" может наступить тогда, когда Минобороны в процессе ценообразования будет утверждать и уровень цен на комплектующие изделия второго и третьего порядка. А стимулирующим фактором для предприятий ОПК должен стать максимальный процент рентабельности (до 25%) при условии вложения части прибыли в модернизацию и развитие производства. В этом заинтересован как поставщик, так и заказчик.
- Выполнение контракции гособоронзаказа-2011 затянулось почти до конца года. Ваша оценка ситуации на 2012 год?
- Я не могу отвечать за весь ОПК. Что касается нашей компании, то у нас есть подписанный контракт с МО РФ на поставку определенного количества техники на 2012 год. Остальные силовые структуры пока еще проводят тендеры.
Имеются у нас на следующий год и контрактные обязательства по экспорту. В целом на 2012 год работой мы обеспечены и, думаю, что свои обязательства мы выполним.
- Минобороны отказывается от приобретения БТР-90? В чем причина?
- Основной причиной отказа закупок нашим Министерством обороны БТР-90 стали изменившиеся взгляды на способы ведения вооруженной борьбы, в том числе и задачи, которые стали возлагаться на такие боевые машины, как БТР. Изменились задачи, изменились и требования к машинам. Это вполне логично.
Предваряя Ваш вопрос по поводу потраченных финансовых средств, труда конструкторов, рабочих и испытателей на разработку и доведение этой машины, скажу сразу - все труды и деньги не были потрачены зря. Во-первых: создав БТР-90 мы, по сути, создали новый класс машин - колесную боевую машину пехоты (БМП). Во-вторых: БТР-90 значительно поднял планку требований, предъявляемых сейчас к колесным бронемашинам. А, в-третьих: БТР-90 позволил нам разработать и отработать ряд инноваций, ранее не применявшихся при создании колесных бронемашин ни у нас, ни за рубежом. Таким образом, мы создали задел для создания новой машины.
Сейчас нами получены новые требования к современной колесной бронированной машине, в соответствии с которыми мы и создаем новую технику. Как будет готова, мы вам о ней расскажем, поверьте, ждать осталось не так уж долго.
- Существуют ли другие "спорные" машины, от которых отказывается МО РФ?
- Я бы не стал так говорить - "спорные машины". Есть заказчик, и есть разработчик-производитель. Мы делаем продукт в соответствии с требованиями заказчика. Меняются взгляды на ведение вооруженной борьбы, меняются и требования к технике. В соответствии с этими требованиями мы совершенствуем и технику, которую мы производим. Поверьте, мы не стоим на месте. У нас не проходит и полгода, чтобы нам не приходилось что-то изменять, усовершенствовать в той линейке машин, которые мы поставляем и по гособоронзаказу, и на экспорт. Что-то создают и наши конструкторы, часто, предлагаемые ими усовершенствования, принимаются. Поэтому, еще раз подчеркну, у нас нет с МО РФ "спорных машин", у нас есть планомерная и кропотливая работа.
- Какие перспективные боевые платформы предлагает "ВПК" российским военным? Как идут испытания этих машин?
- Я уже говорил, что мы сейчас работаем в соответствии с техническим заданием МО РФ над созданием новой унифицированной колесной бронированной платформы. То есть, это не какая-то одна конкретная машина будет, это целая линейка, семейство различных по своему предназначению машин на одной универсальной базе. Машина в разработке. На какой стадии, я не имею права говорить, но работы идут в соответствии с графиком, когда это будет можно, мы вместе с Министерством обороны покажем, что у нас получилось.
- Каковы основные требования Минобороны именно к перспективным машинам "ВПК"? И есть ли вас возможности удовлетворить их?
- Требования Министерства обороны к перспективным машинам, можно так сказать, все те же: высокая огневая мощь, подвижность, защищенность, надежность и командная управляемость. Другое дело, что изменились показатели и соотношение этих показателей. А так, главное требование - это эффективное выполнение боевой задачи и сохранение жизни солдат.
Удовлетворить все современные требования "ВПК" уже не в состоянии. Не в состоянии их удовлетворить и такие видные западные компании как General Dynamics, BAE System, Iveco, KMW и другие. Чтобы решить эту задачу, например, на Западе создается международная кооперация. Посмотрите, на тех же итальянских БТР Freccia устанавливают израильский боевой модуль, немецкую броню и трансмиссию, американскую электронику и т.д. И так сейчас везде.
По такому же пути сейчас вынуждены идти и мы. Если можно так сказать, под флагом "ВПК" мы сейчас создаем кооперацию специализированных конструкторских бюро и предприятий. Совместно, в соответствии с требованиями министерства обороны отрабатываем самые лучшие концепции и, таким образом, создаем перспективную технику.
Что касается непосредственно наших предприятий, то мы постоянно совершенствуем производство, подбираем и готовим кадры, совершенствуем производственную систему и работаем на перспективу. Мы прекрасно понимаем, что стоит нам остановиться на мгновение, и конкуренты нас просто съедят. Этого допускать никак нельзя. Если мы не позаботимся о жизни наших солдат, не думаю, что зарубежные производители будут сильно озабочены этим вопросом. У них немного другие задачи.
- Какова динамика расширения географии поставок вашей продукции за рубеж?
- Экспортная составляющая наших поставок постоянно увеличивается, как и сама география этой составляющей. Я не могу говорить о конкретных странах и цифрах - таковы уж условия наших соглашений, но общие цифры назвать могу. На сегодняшний день нами через государственного посредника ОАО "Рособоронэкспорт" и самостоятельно осуществляются поставки, обучение персонала и сервисное обслуживание поставленной нами техники почти с 40 странами мира. Только бронированные автомобили "Тигр" сейчас несут службу различных структурах десяти государств. В этом году партия "Тигров" была поставлена за океан - в Уругвай, а совсем недавно другая партия "Тигров" была выгружена в одном из центральноафриканских портов.
Большой популярностью среди инозаказчиков пользуются и наши колесные бронетранспортеры БТР-80, БТР-80А и БТР-82А. Поскольку приоритетной задачей для нас является выполнение гособоронзаказа, то мы порой вынуждены наших зарубежных клиентов, что называется, строить в очередь и "растягивать" сроки поставок. Сейчас планируем экспортные поставки на следующий год, могу сказать, что уже имеем заявки на сотни единиц техники. Так что работы и нам, и нашим поставщикам хватит, без дела сидеть не придется.