Футболистам, играющим в английской премьер-лиге, не удается отметить Рождество на славу, ведь уже на следующий день многие из них выходят на поле, причем против принципиальных соперников. Второй день после Рождества, 26 декабря, в Великобритании и странах Содружества получил название Boxing Day. Правда, к боксу праздник не имеет отношения. Это день подарков для простого люда. В старину господа отпускали слуг домой, снабжая их объедками и не приглянувшимися подарками, купцы премировали работников, а нищим доставалось содержимое коробок для сбора помощи.
С течением времени Boxing Day стал одним из любимых праздников в англоязычных странах. Построждественский день - выходной, а значит, может быть посвящен семейным развлечениям. 26 декабря в Великобритании, США и Канаде - это день, когда принято тратить деньги вместе с близкими людьми, опустошая полки магазинов. Либо...
Либо занять себя другими развлечениями. Традиционно в Boxing Day проходят игры в АПЛ, причем календарь стараются подогнать таким образом, чтобы 26 декабря были сыграны дерби. В этом случае болельщикам гостей не придется жертвовать временем в кругу семьи и ехать через всю страну, чтобы поддержать команду. Если же это не представляется возможным, то любой матч в этот день организаторы превращают в праздник, выдумывая сюрпризы, конкурсы и подарки.
Объясняется такое старание АПЛ весьма легко. Общий объем денег, которые тратятся в Boxing Day на Британских островах, оценивается почти в 50 миллиардов фунтов (данные PricewaterhouseCoopers). Поэтому оторвать себе кусочек от столь внушительного пирога - задача вполне посильная для столь сильной маркетинговой структуры, как АПЛ. Задача сводится к простому созданию развлечения, на которое люди готовы потратить деньги. Сходить на интересный матч, посидеть после его окончания в ресторанах на арене любимого клуба. Ну и поучаствовать в специально приуроченных к этому дню акциях. Стадионы в Англии выполняют на самом деле примерно ту же роль, что и крупные торговые комплексы в России. То есть представляют собой места, куда можно пойти всей семьей с целью весело провести время. Просто ключевым зрелищем в этом случае становится футбол, а не шопинг, новый кинофильм в мультиплексе или сменившееся меню в любимом ресторанчике.
Есть у этого явления и еще один экономический аспект. Перед Рождеством покупательский спрос крайне неэластичен. А на следующий день, когда цены резко снижаются, кардинально меняется и спрос. Люди готовы покупать все, на чем стоит отметка "Sale". Рождество позволяет магазинам сегментировать ценовой рынок, поддерживая нужную цену в каждом из периодов.
А вот с футбольной составляющей Boxing Day есть не менее интересная история. По сути дела это экватор, определяющий набор команд, которые будут бороться между собой за чемпионство. С момента создания лиги в 1992 году не было случая, чтобы команда, не находившаяся в верхней пятерке таблицы на Рождество, выиграла бы затем турнир. При этом восемь раз команда, получившая от Санты первую строчку в чарте, одерживала победу по итогам сезона. Отсюда идет столь пристальное внимание к Boxing Day со стороны прессы. Рождественские матчи стали явлением благодаря сочетанию сразу нескольких факторов из разных областей жизнедеятельности. Но их грамотное совмещение в единую систему есть плод работы команды, производящей продукт под названием "английская премьер-лига".
Текст из электронной версии журнала "Total Football"