Федеральная антимонопольная служба России, по мнению ряда экспертов, в последние годы стала ведомством ответственным практически за все, происходящее в экономической сфере нашей страны. О задачах, стоящих перед службой, о том продолжат ли вздрагивать от увеличения звука телерекламы наши дети, и немного о нефтяниках рассказал агентству "Прайм" глава ФАС Игорь Артемьев.
- Какие задачи Ваше ведомство планирует решить в 2012 году в первую очередь? В какой сфере Вы ожидаете улучшения ситуации: цены на топливо, госзаказ, подключение к сетям?
- В приоритетах - борьба с картелями, контроль над ситуацией на социально значимых рынках, реализация положений нового законодательства на практике, совершенствование правоприменительной деятельности.
Отдельной темой будет стоять вопрос с торгами на реализацию госимущества через портал www.torgi.gov.ru. Вопросы продажи госсобственности и приватизации станут очень актуальными в следующем году в связи с принятием "третьего антимонопольного пакета законов".
Что касается улучшения ситуации на рынках, то тут можно сказать одно: не всегда она зависит только от ФАС, от того, что и как мы делаем. ФАС - не бюро по регулированию цен. Например, цены на бензин зависят от очень многих факторов - мировой цены на топливо, налоговой нагрузки, введения новых акцизов на топливо, поведения нефтяных компаний и т.д. А гадать на кофейной гуще - не в моих правилах.
- Все годы, что Вы руководите ФАС, служба активно занималась законотворчеством: три антимонопольных пакета поправок, закон о госзаказе и поправки к нему, закон о торговле. Между тем критики часто говорят о практическом отсутствии результата или о негативном результате такой активности ведомства. Не целесообразнее ли было акцентировать свое внимание на корректировке правоприменения, в том числе чиновниками ФАС?
- Одно другому не мешает, а наоборот, способствует. Без изменений законодательства не было бы такой правоприменительной практики, какая есть сейчас.
До принятия трех антимонопольных пакетов законов многие составы нарушений или отсутствовали или были прописаны нечетко, максимальные штрафы за нарушения составляли всего 500 тыс. рублей. Это приводило к тому, что крупные компании-монополисты просто не обращали внимания на антимонопольное законодательство. Им было проще заплатить эти крохи и продолжить дальше нарушать закон.
После модернизации законодательства началось реальное очищение экономики от картельных сговоров - этому способствовало как принятие новых норм закона, в том числе новой редакции 178 статьи Уголовного Кодекса РФ, так и создание специального управления ФАС по борьбе с картелями и активизация практики в этом направлении.
Или другой пример - нарушения со стороны органов власти. По статистике ФАС, уже много лет подряд больше 50% процентов всех нарушений антимонопольного законодательства совершают органы власти разного уровня. Совершенствование законодательства позволило четко определить, какие действия или акты органов власти ограничивают конкуренцию, создают необоснованные преференции для конкретных компаний или вводят лишние административные барьеры для бизнеса. Теперь для чиновников может наступить реальная ответственность за нарушение антимонопольного законодательства - как штрафы, так и дисквалификация (запрет занимать должность на срок до 3 лет).
Кроме того, модернизация законодательства за эти 8 лет привела к тому, что многие лишние административные барьеры со стороны самой ФАС были сняты: мы в разы повысили пороги экономической концентрации, вывели малый и средний бизнес из-под своего контроля, сосредоточились на анализе сделок, действительно оказывающих влияние на состояние конкуренции в России.
- Не ожидаете ли вы после выборов создания на базе ряда ведомств экономического блока мегарегулятора в этой области?
- Скорее всего, нет. Принято решение о создании наднационального антимонопольного органа в рамках союза Россия-Казахстан-Белоруссия, к которому с течение времени должны перейти многие полномочия национальных конкурентных ведомств. Сейчас ведется работа в этом направлении.
- Расскажите, пожалуйста, о том, как нефтяные компании выполняют соглашение по модернизации НПЗ. Нет ли у Вашего ведомства претензий к нефтяникам по этому поводу?
- Выполнение утвержденных соглашений - процесс длительный. Нефтяные компании должны провести модернизацию НПЗ к 2015 году. За этим внимательно следим мы и Минэнерго.
Со своей стороны мы в январе подведем итоги, как нефтяные компании наладили плановое производство дизельного топлива, керосина и бензина в этом году.
- Как, по Вашему мнению, сложится судьба закона о госзаказе (94 ф.з.) с принятием законопроекта о Федеральной контрактной системе? Какова судьба поправок к 94 ф.з., разработанных ФАС? Когда правительство намерено рассмотреть законопроект о ФКС, разработанный Минэкономразвития?
- Осенью Правительство РФ приняло решение о создании нового закона о госзаказе. Как он будет называться - еще не известно. Может, закон о ФКС, может, как-то по-другому.
Наша задача - включить в новый закон все то хорошее, что наработано за 6 лет существования современной системы госзаказа в России, чтобы реформа стала шагом вперед, а не возвращение в 90-е годы.
По срокам тоже мне пока ничего не известно.
- Отказались ли Вы от идеи наказания за разную громкость звука при вещании телепрограмм и рекламы? Планируется ли ее воплотить в жизнь?
- Положение о том, что реклама в теле-, радиопередачах не должна быть громче этих теле-, радиопередач, закреплено в законе о рекламе, однако там же указано, что должен быть разработан технический регламент, где будут определены параметры соотношения данных уровней звука. Такой технический регламент на настоящий момент не принят, соответственно применение санкций со стороны ФАС невозможно.
В связи с этим мы начали работу по изменению закона о рекламе таким образом, чтобы какие-то критерии или способы измерения были прописаны в самом законе и могли применяться непосредственно. Однако внесение таких изменений потребует определенных временных затрат.
- ФАС с помощью своего экспертного совета удалась ликвидировать тщательно маскировавшуюся рекламу алкоголя на телеэкране. Какие действия предпринимаются для борьбы с такой рекламой в непрофильных печатных изданиях?
- В настоящее время возможности размещения рекламы алкогольных напитков достаточно серьезно ограничены - её нельзя размещать на телевидении, в наружной рекламе, на транспортных средствах общего пользования.
Вместе с тем полностью размещение рекламы алкогольных напитков не запрещено. Так, закон о рекламе допускает размещать рекламу алкогольных напитков в газетах и журналах (независимо от их тематики) - за рядом небольших исключений, как то - не размещать такую рекламу на обложках, на первых и последних страницах, в печатных изданиях, предназначенных для детей. Но такая реклама должна соответствовать требованиям закона по её содержанию - в частности, она не должна обращаться к несовершеннолетним, представлять алкогольные напитки как способ утоления жажды, в ней должно быть предупреждение о вреде потребления алкоголя.
- Решение ФАС в отношении компаний "Стройсервис", "Русский уголь" и СУЭК, которые обвинялись в сговоре на рынке энергетического угля, признано незаконным двумя инстанциями арбитража. Эти структуры действительно невиновны в сговоре или эксперты ФАС недобросовестно отнеслись к исполнению своих обязанностей? Будет ли служба обжаловать судебные решения в кассации и, если надо, в надзоре?
- Это нормальная ситуация, когда у бизнеса есть возможность защиты своих прав, в том числе и от наших действий, в суде. Я спокойно отношусь к таким решениям судов. У нас есть возможность обжаловать эти решения в вышестоящей инстанции, чем мы и планируем заняться. Мы пойдем до Высшего арбитражного суда, если это понадобится. Я уверен, что наши специалисты все сделали правильно.
- Вам уже поступало предложение о работе в правительстве возможного будущего премьер-министра РФ Дмитрия Медведева? Вы готовы к этому?
- Не поступало. Когда поступит, тогда и буду думать об этом.