Анна Подпрятова, РИА Новости.
В ближайшую субботу Москве будет показан сиквел одного из главных политических приключений этого года: активная часть московской общественности собирается на повторный митинг за честные выборы. На этот раз – уже не такой стихийный, а организованный по всем законам драматургии.
Митинг-24, несмотря на внешнюю преемственность от Митинга-10, существенно отличается от того, что было на Болотной площади. По сути, концепции и составу.
Как минимум – расширяется состав "паровозов" митинга (к участию добавляются новые известные политические лидеры, спикеры и медийные персоны), и есть большая вероятность, что вместе с ними на проспект Сахарова придут и новые люди. Митинг стихийного общего недовольства перешел в разряд полноценно спланированной акции – несистемная оппозиция и сочувствующая общественность взяли под контроль стратегию, сформировав список лиц митинга-24 так, чтобы удовлетворить все прослойки, участвовавшие в акции 10 декабря, и добавить новую аудиторию.
Формирование политической силы
Как говорит президент России Дмитрий Медведев, "политический съезд – это всегда шоу". А организаторы "народных выступлений" – люди не такие далекие от политики, как может показаться на первый взгляд. Поэтому народный сход в ближайшую субботу ожидается быть лозунговым, массовым, креативным и, разумеется, в своей стилистике – пафосным.
Такой прогноз можно сделать, изучив происходящее в социальных сетях, где на протяжении последних двух недель полным ходом идет подготовка – гораздо более масштабная, чем к предыдущей акции стихийных гражданских ополченцев.
В сети можно найти агитматериалы, инструкции по поведению на митинге, проекты резолюций. Поучаствовать в выборах спикеров на трибунах действа, подискутировать на предмет развлекательной составляющей акций и выдвинуться в волонтеры. В конце концов – сдать деньги в "кошелек Ольги Романовой".
Фактически перед нами разыгрывается виртуальное формирование новой политической силы, партии: созрела главная идея, зреет перечень требований – программа, подбираются лидеры, создается бюджет, находится народная поддержка.
Как в любом политическом процессе, попутно еще не оформившаяся организующая группировка постоянно норовит распасться на части и вносит толику раздора в общее действо. К чему приведет процесс – говорить еще очень рано. Этот вопрос наверняка мучает всех заинтересованных в данном предприятии. И не только их.
Интересно сейчас обнаружить смещение акцентов в процессе формирования народной воли: протест и возмущение, изначально захлестнувшие на эмоциях чуть ли не всю страну, сейчас перерождаются в увлечение и дело принципа для продвинутой, неравнодушной части столичной аудитории.
Группы профильные, локальные и переименованные
Для наглядности стоит привести несколько цифр.
Налицо расширение количества источников и информационных проводников в подготовке к московской акции, планируемой на проспекте Сахарова в эту субботу.
Сбор и подготовка к предыдущему митингу – на Болотной в Москве – происходила в двух главных группах ("Суббота на Болотной площади" – в Facebook и ВКонтакте) и одной вспомогательной ("Соратники Белой Ленты"). Совокупная численность этих трех основных столичных организационных групп – почти 60 тыс участников. В данном случае мы приводим цифры лишь для обозначения тенденций, но не учитывая возможное пересечение аудиторий, в результате которого на площади оказались люди как из списков тех, кто "пойдет точно" и тех, кто "возможно".
Митинг-24 – это уже более разветвленная сеть групп, встреч и страниц, ряд из которых просто переименовался после митингов 10 декабря.
Подготовку к выходу на проспект Сахарова, главным образом, сейчас освещают группы: "Мы были на Болотной. Мы будем на Сахарова" (соцсеть "ВКонтакте", более 21 800 участников), другая аналогичная группа, переименованная после акции 10 декабря – еще 21 с лишним подписчиков, "24 декабря на САХАРОВА. Две недели спустя" (ВК, 10555 записавшихся), "Мы были на Болотной площади и придем еще" (Facebook, более 8 тысяч человек) и, наконец, главная группа в соцсети Facebook – "Митинг 24 декабря на проспекте Сахарова" – около 39 тысяч участников на момент написания текста. Остается активной и группа "соратников Белой Ленты".
Стоит отметить, что это довольно неполная подборка – многие группы, которые транслировали действия на Болотной площади, сменили "вывески" и продолжили агитировать за акцию на Сахарова. К тому же остаются группы-зеркала и малые группы-дублеры основных организационных ресурсов митинга.
Отдельный тренд – усиление локальности в работе подготовительных митинговых групп: после удачной акции протеста подготовка к повторному выходу на улицы пошла менее централизованно – появилось около 14 малых, профильных групп, каждая из которых выбрала себе тему (разработка агитматериалов, волонтеры, пресс-служба, сценическое оборудование, сбор подписей и т.д.). Все главные ответственные в этих группах – известные в узких кругах столичные политические активисты.
Концентрация протестов
По России во время акций 10 декабря заметные группы в социальных сетях присутствовали в 82 населенных пунктах, за рубежом – в 36-ти. К 24 декабря региональная составляющая акции существенно сократились: до 58 городов на территории страны и 13-ти – за границей. Особенно заметно не столько количественное снижение числа городов-участников акции, сколько непосредственно итоговая совокупная численность групп.
Всего главные организационные группы к митингу 10 декабря в Москве (в соцсетях Facebook и ВКонтакте) насчитывали около 60 тысяч человек. Региональные группы – 156 тысяч. Зарубежье – более 5 тысяч участников.
К 24 декабря ситуация радикально изменилась: московские группы сейчас насчитывают в совокупности больше 100 тыс участников, региональные – также около 100 тыс, зарубежные – менее 2 тыс виртуально записавшихся.
Таким образом, основной протестный ресурс новой акции недовольных тем, как прошли выборы в Госдуму, сосредоточится на Москве.
Результаты "местечковой" столичной акции на проспекте Сахарова и ее влияние на остальную часть страны еще предстоит в полной мере оценить политологам и социологам. Однако уже сейчас можно сказать, что сценарий зарождения нового политического настроения в России немного нарушил одну классическую коммуникационную теорию: идея недовольства сначала осела в массах.
Затем подключились старые и новые более или менее авторитетные персоны, которые начали адаптировать мысли и эмоции большинства к той повестке, которая им близка, и трансформировать в конкретные заявления и действия. Сейчас толпа идет за идеей, принципом и уже начинает – за появившимися новыми лидерами.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции