РИА Новости представляет арт-гид - самые интересные новые экспозиции, открывшиеся на этой неделе.
1. В Третьяковской галерее впервые выставляют Джотто – известнейшего художника эпохи раннего Возрождения, чьи работы оказали заметное влияние на все последующие развитие западного искусства, в том числе творчество да Винчи, Рафаэля и Микеланджело. В Россию две работы Джотто - "Мадонна с Младенцем" (1299) из церкви Сан-Джорджо алла Коста и двусторонний полиптих из храма Санта-Репарата (около 1305) - приехали в завершение перекрестного года Италии и России и в рамках обмена Москвы и Флоренции религиозными шедеврами: во Флорентийском баптистерии сейчас выставляют уникальные иконы из собрания Третьяковки.
В Третьяковской галерее с 20 декабря по 19 марта
Подробнее о выставке Джотто >>
2. ГМИИ им. Пушкина выставляет польские плакаты из своего собрания – крупнейшего в России. Работы, созданные художниками на рубеже прошлого и позапрошлого веков. Откровенно говоря, самые интересные, острые и неоднозначные из них были созданы в Польше позже – в середине XX века, когда из категории произведений эстетического характера плакаты перешли в поле пропаганды, агитации и политики. Но и эти работы – театральные афиши, рекламные плакаты, наполовину трогательные, наполовину иронические рисунки – по мнению куратора выставки Ирины Никифоровой являются свидетельством мощного прорыва в дизайнерской мысли того времени. Среди представленных здесь работ - произведения членов краковского Товарищества художников Польши "Sztuka" (1898-1900), работавших под руководством Теодора Аксентовича, плакаты Яна Станиславского, возглавлявшего в 1890-е годы кафедру пейзажа Краковской Академии живописи, а также работы Кароля Фрыча, Казимежа Сихульского, Витольда Войткевича, Антония Процайловича, авторов знаменитого "Альбома Мельпомены" (1904), посвященного национальному театру и выполненные в "закопанском стиле" плакаты Юзефа Мехофферома и Казимежема Бжозовского.
В ГМИИ им. Пушкина с 20 декабря по 26 февраля
3. В экспозицию произведений итальянки Джады Рипы, живущей и работающей в Нью-Йорке, вошли работы из трех экспериментальных серий, в которых художница отошла от привычного ей документального стиля и занялась чем-то вроде самоанализа. Появившиеся вдалеке от обеих ее родин, Италии и Америки, - на Кавказе, в Амазонии и Средней Азии – эти серии созданы с пристальным вниманием к жизни малых народов, религиозных меньшинств, тех культур, что так или иначе находятся в состоянии "на грани" или "за гранью" (отсюда и названия серий – "Перемещение", "Падающие символы" и "По ту сторону нефтяного пути", под которым подразумеваются страны, некогда находившиеся на пути шелковом), но непременно держат в фокусе персонажа за кадром – анонимную странницу, переживающую те же "перемещения" словно, только скорее на ментальном уровне.
В ММСИ с 21 декабря по 22 января
4. В прошлом веке судьба праздничной елки была непростой: рождественское дерево с приходом революции оказалось в идеологической опале, но, к счастью, не сгинуло окончательно, а возродилось в 30-х уже под новогодним соусом. Политические реалии повлияли на все: и на атмосферу и идею праздника, и на ее главных героев (Дед Мороз, каким мы его знаем сегодня, возник тогда же), и на карнавальные костюмы с игрушками, украшавшими елки. Так что выставка "С Новым годом, дорогие товарищи!", где представлены елочные украшения 1900-1980-х годов, – наглядный путеводитель по истории праздника, тем более что помимо самих игрушек и елок, на которых они экспонируются и которые расположены в хронологическом порядке, здесь нашлось место для множества других новогодних атрибутов: приглашений, архивных фотографий, упаковок от подарков и даже эскизов и костюмов к самому главному новогоднему балету, "Щелкунчику" в Большом.
В Государственном историческом музее с 21 декабря по 27 февраля
5. "Вертикальная Москва" - это выставка об архитектурных трансформациях столицы последних десятилетий, которые, по мнению итальянского фотографа Габриэле Базилико, отражены в документальных исследованиях намного меньше, нежели те же метаморфозы в других странах городах. Исправить эту ситуацию фотограф решил с высоты знаменитых сталинских высоток, возникших когда-то как ответ на нью-йоркские небоскребы и символ мощи советского государства, а в случае с проектом Базилико ставшими прекрасными смотровыми площадками, которые дали возможность оценить характер и масштаб архитектурных изменений постсоветских лет. С высоты – не лет, а метров - становятся очевиднее и понятнее ландшафты, которые сложно оценить находясь посреди огромного города на земле: и вертикальные пики новых силуэтов, тщетно пытающиеся вступить в диалог с историческими каменными громадами, и бесконечные пробки, день изо дня парализующие город, и стерильная геометрия микрорайонов, похожих на электронные схемы.
В Музее архитектуры им. Щусева с 20 декабря по 5 февраля
6. Еще одна выставка в Архитектурном музее посвящена Борису Иофану – автору знаменитого жилого комплекса "Дом на набережной", правительственного санатория "Барвиха", павильона СССР для Международной выставки 1937 года в Париже со скульптурной группой "Рабочий и колхозница" В.И. Мухиной, института нефти и газа им. Губкина и других знаковых для Москвы сооружений, в том числе тех, что так и не воплотились в жизнь – например, первоначального проекта МГУ им. М.В. Ломоносова на Воробьевых горах (послужившего основой для осуществленного проекта Л.В. Руднева) и грандиозного проекта Дворца Советов, который должен был стать по задумке создателя самым высоким зданием в мире. В представленной в МУАРе сотне графических работ воплощенные идеи архитектора соседствуют с невоплощенными и не только создают полную картину творческой эволюции мастера, но и позволяют по-новому взглянуть на малоизвестные проекты и постройки архитектора 1920-х и 1960-70-х годов.
В Музее архитектуры им. Щусева, Анфилада главного здания, с 21 декабря по 26 февраля
7. Традиционный конкурс "Серебряная камера" выставляет работы претендентов этого года, как обычно, посвященных московской теме. Из 12 тысяч снимков, присланных на открытый конкурс (принять в нем участие мог каждый) было выбрано пять тысяч – эти фотографии организаторы называют способом "архивации" повседневной жизни столицы. Снимки разошлись по трем темам-номинациям "Архитектура", "События и повседневная жизнь" и "Лица" и теперь соревнуются за призы конкурса, победители которого будут названы в январе. А посетители выставки могут проголосовать за наиболее полюбившиеся работы, которые, по правилам выставки, экспонируются анонимными.
В Мультимедиа Арт Музее с 23 декабря по 15 января
8. В Мультимедиа Арт Музее выставляют "сказочные" иллюстрации Ирины Преснецовой – художницы, много лет занимающейся оформлением книг (например, стихов Арсения Тарковского, Булата Окуджавы, Джеффри Чосера), и способной даже в эпоху айпадов и айфонов воссоздавать нечто прекрасное и непереводимое на язык технологий. В своих иллюстрациях Преснецова использует пену, вату, многослойную кальку, металлические детали и многое другое – материалы, способные передать одновременно вещественный и сказочный мир тех книг, так что иллюстрация у нее превращается в инсталляцию или спектакль: "Мне нравится разыгрывать спектакль книги на бумажной сцене", - говорит художница. В Мультимедиа арт музее можно увидеть "спектакли" на тему сказок из редких и удивительных серий – например, австралийских сказок, не вышедших в свет книг "Медвежонок по имени Паддингтон" и "Золушки", а также иллюстрации к биографическим книгам "Мать Тереза", "Стивен Спилберг" и "Эдвард Григ", листы воображаемой волшебной книги из "Библиотеки Проспер" и не менее волшебной книги стихов для детей Иосифа Бродского.
В Мультимедиа Арт Музее с 24 декабря по 22 января