Губернатор Московской области Борис Громов представил в понедельник правительству региона нового министра ЖКХ, им стал Валерий Шкуров, который до этого был первым заместителем мэра Коломны. О том, какие изменения ждут ЖКХ Подмосковья, Шкуров рассказал РИА Новости в своем первом в должности министра интервью.
- Валерий Максимович, какие первоочередные задачи планируете решать на новом посту?
- Самая главная задача – достойно завершить год. Работа жилищно-коммунального комплекса должна быть организована так, чтобы жители Подмосковья без проблем встретили новогодние праздники. Кроме того, необходимо разобраться с функциями, которые осуществляют сейчас управления министерства жилищно-коммунального хозяйства. Нужно также вникнуть в специфику целевых программ, сориентироваться на получение запланированных результатов.
- Вам как новому главе министерства предстоит провести серьезные изменения в сфере ЖКХ, какими они будут?
- Рассуждать о модернизации и развитии рано, так как среда была моим первым рабочим днем в должности министра жилищно-коммунального хозяйства. Об этом можно будет говорить после того, как я вникну в специфику новой работы.
Однако уже сейчас могу сказать, что модернизация жилищно-коммунального хозяйства будет реализовываться через целевые программы. Преимущество их - в конечном результате.
Примером является реализация программ по капитальному ремонту многоквартирных домов, обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны и так далее. Мне кажется, что с помощью таких целевых программ можно увидеть главный показатель развития коммунальной инфраструктуры.
Хочу также отметить, что тесную связь должны иметь система управления жилищным фондом и система управления коммунальным хозяйством. Ведь сегодня большая часть проблем, которые существуют в Московской области, связана с отсутствием такой связи, и именно ее налаживание даст результат в сфере ЖКХ.
- Власти России и Подмосковья ранее поставили задачу сделать ЖКХ прозрачнее, как планируете ее выполнять?
- С просьбой сделать деятельность управляющих компаний прозрачнее обращались ко мне жители Коломны во время моей работы там, такие просьбы поступали и через мой блог, публиковались они и во всех муниципальных газетах.
Ведь одна из главных управляющих компаний Коломны, которая эксплуатирует 95% жилого фонда, практически целый год потратила на то, чтобы создать сайт с информацией о своей деятельности, как того требует постановление правительства.
Кроме того, эта компания выпустила газету, которая доступна в электронном виде. Но ее посещают три человека в неделю, а на балансе управляющей компании - 112 тысяч жителей Коломны. Для кого, спрашивается, был проделан весь этот труд?
На мой взгляд, основная задача управляющей компании в плане политики открытости – показать, что конкретно она делает. Открытость должна заключаться в том, чтобы у жителей было понимание о принципах тарифообразования, о работе по эксплуатации жилья. Человек должен видеть, за что он платит деньги. Но всех, к сожалению, больше интересуют данные об учредителях, прибыли предприятия.
Хотя, конечно, наряду с информацией, которую управляющие компании должны раскрывать, необходимо проводить разъяснительные работы с населением.
Ведь, как мне кажется, недобросовестные управляющие компании появляются, в первую очередь, из-за пассивности населения. Жители выбирают форму управления домом сами: это товарищество собственников жилья, непосредственное управление или управляющая компания. Ни муниципалитеты, ни министерство к этому отношения не имеют.
И прежде чем говорить о недобросовестности некоторых компаний, жители должны задуматься, что они сами выбрали такую компанию. Это, в частности, связано с недопониманием меры ответственности при ее выборе.
- А какой видите роль властей в организации контроля управляющих компаний?
- Мне очень нравится, как реализована одна из моделей управления в Литве. Их система жилого фонда аналогична нашей - панельное домостроительство. При этом государство определило требования к жилому дому: его внешний вид, состояние подъездов и коммуникаций. Население самостоятельно выбирает форму управления, но управляющую компанию назначает муниципалитет.
Он отбирает профессионалов в своем деле, и недобросовестных компаний уже не может быть. Я считаю, что такие положительные примеры нужно пропагандировать и пытаться использовать у нас.
Согласно новому жилищному кодексу, у областной жилищной инспекции и муниципалитетов есть полномочия «вычищать» недобросовестные управляющие компании. Главное, чтобы механизм заработал, и тогда таких компаний станет меньше.
- Проблема неблагополучия в военных городках с точки зрения ЖКХ также стоит в Подмосковье остро, как планируете решать ее?
- На мой взгляд, содержать и обслуживать объекты ЖКХ должны специалисты, подготовленные для этого. Если министерство обороны занимается обороной страны, то обслуживать котельные и отвечать за водоснабжение должны коммунальщики. В армию ведь берут служить, а не обслуживать жилищный фонд.
Проблема с военными городками имеет место, пока они находятся в ведении министерства обороны РФ. Но их полный переход на муниципальный уровень произойдет, это лишь вопрос времени.