Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Сафуанов: работая с детскими проблемами, надо помнить о компетенции

О том, что подталкивает подростков к самоубийствам и кто может оценить психологическое состояние ребенка, если в отношении его совершено сексуальное преступление, в интервью РИА Новости рассказал завкафедрой клинической и судебной психологии факультета юридической психологии МГППУ, руководитель лаборатории судебной психологии Центра имени Сербского Фарит Сафуанов.

Участившиеся случаи подростковых суицидов и сексуального насилия против детей  - проблемы, которые сегодня волнуют общество. О том, что подталкивает подростков к самоубийствам и кто может оценить психологическое состояние ребенка, если в отношении его совершено сексуальное преступление, в интервью РИА Новости рассказал завкафедрой клинической и судебной психологии факультета юридической психологии МГППУ, руководитель лаборатории судебной психологии Центра имени Сербского Фарит Сафуанов.

 -  Фарит Суфиянович, Россия сегодня занимает третье место в мире по количеству подростковых суицидов. Почему в последнее время появилась тенденция совершать групповые суициды? 

- Подростковый возраст сопровождается естественным кризисом психического развития. Отличительные признаки этого кризиса: стремление к автономии от взрослых, с одной стороны, и стремление к идентификации со сверстниками - с другой. Подростку очень важно ощущать свою принадлежность к группе,  в которой его принимали бы, в которой были бы общие объединяющие цели. И если среди близких друзей лидерами являются молодые люди с суицидальными наклонностями, то подростки, идентифицируясь с ними и вовлекаясь в своеобразную "суицидальную" систему координат, могут совершать так называемое "самоубийство за компанию".

- А что непосредственно их толкает к коллективному самоубийству?

- Здесь множество самых разных факторов: это и наличие соответствующих сайтов в интернете, и невключенность в жизнь подростка родителей и других взрослых, ответственных за его воспитание, и привлечение внимания со стороны СМИ к самоубийствам известных людей, в первую очередь - звезд шоу-бизнеса.

Никогда не надо забывать: подросткам - в силу возрастной незрелости, неустойчивости психики, нестабильной самооценки - свойственны в конфликтных ситуациях очень глубокие переживания. Далеко не всегда с этими переживаниями они могут справиться самостоятельно. И далеко не всегда взрослые приходят им на помощь, наоборот, часто окружающие только усугубляют проблемы. И тогда под влиянием значимых для них, "культовых" сверстников они решаются на импульсивные, недостаточно продуманные поступки, в частности - групповой суицид.

 

- Как заметить, что у подростка появились суицидальные мысли? Можно ли вообще предупредить самоубийство?

- В первую очередь, обратите внимание на изменения в поведении и настроении подростка. Это может быть замкнутость, нежелание общаться с родителями или друзьями. Сужается круг интересов, его не радуют прежние увлечения... Он все больше и больше стремится к одиночеству, самоизоляции, "зависая", например, с утра до ночи на сайтах, где  обсуждаются самоубийства.

Разумеется, есть и другие признаки депрессии и внутриличностного конфликта: снижение активности, резкость в поведении, повышенная капризность, обидчивость, ранимость. Многие молодые люди, тяготясь жизнью, начинают употреблять алкоголь или наркотики.

- Это все очевидные признаки того, что с ребенком творится что-то неладное. Но ведь, сколько подростков уходит из жизни, не подав даже одного сигнала...

 - Да, многие подростки, находясь на грани самоубийства, скрывают свое настроение, не говорят о своих намерениях. В практике судебно-психологической посмертной экспертизы юных самоубийц мы часто сталкиваемся с такими высказываниями родителей: "Он вел себя как всегда, и мы не могли даже подумать, что он покончит с собой". Но, как заметил известный суицидолог Шнейдман, человек даже при самой сильной суицидальной готовности безотчетно подает сигналы бедствия. У любого, кто собирается покончить с собой, всегда есть надежда "на волшебное спасение". Другое дело, что мы в этой жизненной круговерти часто не замечаем подобные сигналы.

- Кто занимается профилактикой суицидов? И в чем заключается психологическая поддержка людей, пытавшихся покончить с собой?

- Во-первых, существуют государственные и негосударственные центры, которые занимаются как первичной (до совершения суицида), так и вторичной (после неуспешной попытки суицида) профилактикой самоубийств. Во-вторых, такие подразделения открыты в медицинских учреждениях и в образовательных службах. Наконец, помощь суициденты могут получить также в общественных организациях.

Что касается психолого-психиатрической поддержки, то ее методы очень разнообразны: от индивидуальной и групповой психотерапии до телефонного консультирования.

- Но, видимо, всего этого недостаточно, раз государственный научный центр социальной и судебной психиатрии имени Сербского предлагает создать в России государственную программу профилактики суицидов?

- В том-то и дело, что в нашей стране действительно нет такой программы. И именно отсюда вся эта печальная, "убойная" статистика, согласно которой мы оказываемся в топе мирового рейтинга  по количеству суицидов, особенно среди несовершеннолетних. Государственная программа не должна ограничиваться только организацией психолого-психиатрической помощи самоубийцам, это комплексная проблема, она требует усилий не одного десятка ведомств.

- Сегодня в России совершается много преступлений сексуального характера в отношении детей. Кто те специалисты, которые могут дать качественную оценку причинно-следственных связей между насилием, совершенным над ребенком, и его психологическим состоянием?

- В первую очередь, специалистами, которые могут квалифицированно диагностировать причинно-следственную связь между сексуальным правонарушением и изменением психического состояния ребенка, являются судебные эксперты, психологи и психиатры, прошедшие соответствующую экспертную подготовку. Более того, судебные эксперты могут оценить и способность ребенка оказывать сопротивление сексуальному насильнику, и степень вреда, нанесенного психическому здоровью потерпевшего, что имеет определенные уголовно-правовые последствия для обвиняемого. Естественно, такие исследования проводятся в рамках экспертизы, назначенной следствием или судом.

- А где готовят таких судебных экспертов, психологов и психиатров?

- Если эксперт - психиатр, то он после окончания медицинского вуза должен обучиться по специальности "судебно-психиатрическая экспертиза" в ординатуре или на курсах специализации. Если эксперт - психолог, то наиболее подготовленными можно считать выпускников факультетов и кафедр клинической или юридической психологии, при условии, что они пройдут еще и постдипломную подготовку по судебной экспертизе.

- Как вы считаете, кто должен проводить оценку психологического состояния ребенка, если в правоохранительные органы поступило заявление от родственников о сексуальных домогательствах в его отношении? Имеют ли право психологи давать письменное заключение о состоянии ребенка по результатам работы с ним?

- Психологи должны очень четко знать следующее: если сотрудники правоохранительных органов привлекают их к участию в доследственной проверке материалов, то они не имеют права проводить оценку психологического состояния ребенка и  давать письменное заключение. Это противоречит Федеральному законодательству, в частности, статье 144 уголовно-процессуального кодекса РФ и статье 7 ФЗ "О Следственном комитете Российской Федерации".

Согласно этим статьям, при рассмотрении сообщения о преступлении специалисты привлекаются только к документальным проверкам, ревизиям, исследованиям документов, предметов, трупов. Как видим, в этом перечне нет обследования живых лиц.

- А если уголовное дело по факту сексуального правонарушения уже возбуждено?

- Тогда должна быть назначена судебно-психологическая или комплексная судебная психолого-психиатрическая экспертиза, по результатам которой составляется письменное заключение. Но заметьте: и в этом случае производство судебной экспертизы работниками образовательных учреждений в порядке выполнения ими служебного задания противоречит действующему законодательству. Потому что проводить судебную экспертизу в рамках исполнения трудовых обязанностей могут только сотрудники судебно-экспертных учреждений.

Если речь о Москве, то это ГНЦ имени Сербского, Российский федеральный центр судебных экспертиз при Минюсте России, судебно-психиатрическое отделение детской психиатрической больницы № 6 и некоторые другие. Образовательные же учреждения не являются судебно-экспертными.

- Выходит, что образовательные службы должны быть совсем отстранены от работы с детьми, оказавшимися  в сложной судебно-следственной ситуации?

- Конечно же, нет. На мой взгляд, сегодня просто жизненно необходимо создать несколько центров для детей, которые нуждаются в психолого-педагогической и медико-социальной поддержке. Эти центры должны оказывать эффективную помощь и самим детям, и правоохранительным органам, действуя при этом строго в рамках закона и не превышая своих полномочий.

- Чем должны заниматься сотрудники таких центров?

- Обеспечивать психологическое сопровождение малолетних и несовершеннолетних в судах, участвовать в допросах детей и подростков, проводить исследования уровня и особенностей психического развития детей по направлениям органов опеки и попечительства, заниматься примирением родителей при решении вопроса о месте жительства ребенка - вот примерный список сегодняшних приоритетов. Повторюсь, что при работе с детьми, оказавшимися в судебно-следственной ситуации, необходимо всегда понимать границы своей компетенции,  иметь четкое представление о том, какие вопросы может решать психолог, а какие вопросы являются исключительной прерогативой суда или следствия.

Рекомендуем
Трубкины на море. Фото со страницы родственника в социальной сети ВКонтакте
Мать тройняшек, которую искал весь город, раскрыла правду
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала