В 2012 году Россия примет эстафету саммита АТЭС. Международный форум пройдет в Приморском крае, где к этому событию возводится множество масштабных объектов, начиная от аэропорта и заканчивая конференц-залами и гостиницами. О том, как ведется подготовка к проведению саммита, а также о том, как он отразится на дальнейшем развитии региона, в интервью корреспонденту РИА Новости Марии Окуловой рассказал губернатор Приморья Сергей Дарькин.
- Какой сегодня уровень готовности к саммиту АТЭС-2012? Успевает ли Владивосток подготовиться к крупному международному мероприятию?
- В этом нет сомнений. Строительство объектов идет по графику, этот вопрос находится под жестким контролем федеральных властей. Я регулярно посещаю площадки строительства объектов и готов с уверенностью заявить: все объекты саммита АТЭС будут готовы к моменту проведения основных мероприятий. Многие объекты, которые строятся во Владивостоке, не имеют аналогов в российской и мировой практике. В первую очередь, это уникальные вантовые мосты на остров Русский и через бухту Золотой Рог. Среди других крупных объектов - новые дороги и развязки, пятизвездочные гостиницы, океанариум, театр оперы и балета. Это самая мощная стройка за все годы освоения юга Приморского края и города Владивостока. И надо помнить, что саммит в Приморье - проводится не ради имиджа, а в первую очередь для того, чтобы дать толчок развития региона и повысить качество жизни. Именно с этой целью возводится столько инфраструктурных объектов.
- Сколько иностранных гостей - политиков, журналистов, общественных и государственных деятелей - ожидается на форуме? Как будет решаться вопрос с их размещением?
- Предполагается, что саммит АТЭС-2012 соберет во Владивостоке около 10 тысяч участников и гостей. Основная их часть, включая глав государств АТР, будет размещена на острове Русском, плюс гостиницы во Владивостоке. Мы имеем двухтысячный номерной фонд плюс две стоящиеся пятизвездочных гостиницы на мысе Бурный и на Корабельной набережной. Для размещения гостей арендован также лайнер "Принцесса", зарезервирован паром "Георг Отс". Этого должно хватить для размещения всех участников саммита. Кроме того, на транспортировке гостей будут задействованы четыре парома (два строятся, два будут арендованы), они будут использованы по мере необходимости, но думаю, нам хватит и мостов. Предполагается также вертолетный парк для спецобслуживания глав государств. К слову, одна вертолетная площадка будет построена непосредственно во Владивостоке.
- Обеспечение безопасности также должно быть на международном уровне?
- Безусловно. На саммите-2011 в Гонолулу с этим все было очень строго, там в обеспечении безопасности задействовали даже армию. Но в этом отношении мы больше похожи на Пуссан, там форум также проходил на острове, а сам город остался в стороне от основной суеты. Ограничения предполагаются в основном в аэропорте, по гостевой трассе, при въезде на мост к острову Русский и возле гостиниц - вот там все будет строго в соответствии с международными нормами. Но подчеркну: все эти неудобства (если такие будут) того стоят, ведь форум АТЭС в любом городе помимо "престижа" дает мощный толчок для развития местного бизнеса - и это бесспорный плюс.
- Лучшим индикатором привлекательности того или иного региона служит активность инвесторов, в том числе иностранных. Как с этим обстоит дело в Приморье? Повлиял ли саммит АТЭС на повышение инвестиционной привлекательности не только Владивостока, но и всего Приморья? Способствует ли увеличению в экономику приток капитала, как российского, так и зарубежного?
- В 2010 году на развитие экономики и социальной сферы Приморского края за счет всех источников финансирования направлено более 200 миллиардов рублей инвестиций в основной капитал. При этом объем финансирования целевых программ (21 федеральная и 25 краевых) составил около 70% в общем объеме инвестиций - порядка 140 миллиардов рублей, рост в 1,54 раза к 2009 году. Объем поступивших в экономику края иностранных инвестиций в 2010 году составил 114,2 миллиона долларов США. Наиболее значимые объемы вложены в транспорт и связь, сельское хозяйство и лесозаготовки, торговлю, обрабатывающие производства. Убежден, что активизация бюджетного финансирования как финансового института (за последние пять лет бюджетные инвестиции у нас выросли в десять раз в сопоставимых ценах) оказывает существенное влияние на поведение инвесторов. Ну и, наконец, сторонний взгляд: по оценкам рейтингового агентства "Эксперт РА", в 2010 году по инвестиционному потенциалу Приморский край занял 18 место среди 83 субъектов Российской Федерации, улучшив позицию на три пункта по сравнению с 2009 годом.
- Сергей Михайлович, мероприятие такого уровня - это всегда обременение для местных жителей, как-то предполагается его минимизировать?
- Мы серьезно рассматриваем комплекс мер, который позволит как-то смикшировать возможные неудобства. Предположительно, на пару недель будет отстрочено начало учебного года, как в вузах, так и в техникумах, лицеях, школах, и это уже снизит нагрузку на городскую инфраструктуру. Я думаю, молодежь будет только рада провести лишних пару недель на море. Те дороги, которые мы построили и реконструировали, позволят минимизировать нагрузку на транспортную инфраструктуру Владивостока. Полагаю, что помимо "обводных", мы успеем сделать и ряд радиальных дорог, а также максимально расширить имеющуюся сеть дорог. Но надо понимать, что основная нагрузка все же ляжет на остров Русский, а центр Владивостока (не говоря о спальных районах) останется несколько в стороне. И главное: саммит, как правило, длится три дня - пятница, суббота, воскресенье. Не так уж долго. Уверен, Владивосток с этим справится, к тому же мы будем рекомендовать горожанам провести выходные где-нибудь на море, на дачах, и постараемся максимально обеспечить для этого все условия.
- Сергей Михайлович, вы в одном из интервью заметили, что после саммита "все только начинается", это о чем?
- Это я о Приморье. Нельзя не видеть, внимание руководства страны к Дальнему Востоку очень большое. Мы планируем к реализации в Приморском крае до 2020 года 62 проекта. Это газо- и нефтехимия, новое авиационное производство на базе завода "Прогресс", где рассматривается возможность строительства самолетов для малой авиации региона. О многих проектах приморцы знают, они широко обсуждаются, в том числе и общественностью. Ввиду бурного развития региона и перемещения центра тяжести мировой экономики в АТР, считаю в этом контексте актуальным и своевременным наше предложение о создании на юге Приморского края особой административной территории по типу таких экономических зон как Гонконг, Шеньян, Сингапур и т.д. Я убежден, что эти инициативы упрочат позиции России в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
- Это отдаленная перспектива, а если поближе?
- Я не раз заявлял, что после саммита основные наши усилия и основное внимание будет сосредоточено на малых городах Приморья. Спасск, Арсеньев, Дальнегорск, Партизанск - все эти города надо элементарно благоустраивать, делать их комфортными для жизни людей. И это должно стать национальной программой, ведь малые города - это и есть "глубинная" Россия. После завершения строек АТЭС в краевом бюджете высвободятся серьезные средства, львиную их долю мы планируем инвестировать в инфраструктуру, обустройство малых городов и оселков Приморья. В ближайших планах - газификация Приморского края, и, кстати, в Гонолулу по этому поводу у нас состоялся ряд деловых встреч с главой "Газпрома" Алексеем Миллером. Проект очень сложный, нам необходимо четко скоординировать и синхронизировать инвестиции - муниципальные, краевые и газпромовские. Мы это сделали, первое соглашение будет подписано уже в ноябре, и в ближайшие год-два мы будем газифицировать города и поселки, расположенные вдоль газопровода "Сахалин-Хабаровск-Владивосток" - это первая очередь. К 2014 году планируем протянуть ветку газопровода до Находки. Так что еще раз повторю: после саммита все только начинается.