Трое из каждых двух тысяч россиян пользуются инвалидными колясками. Насколько московские музеи приспособлены для них и для других людей с ограниченными возможностями, показывает рейтинг доступности музеев Москвы, который подготовлен РИА Новости в рамках проекта «Социальный навигатор». Государственный историко-архитектурный, художественный и ландшафтный музей-заповедник «Царицыно» в рейтинге занимает верхнюю позицию. О комплексном подходе к работе с инвалидами рассказала в интервью РИА Новости заместитель директора Ирина Фролова.
Беседовала Ирина Зубкова
- Ирина Николаевна, как сделать музей доступным для людей с ограниченными возможностями?
- В проекте нового строительства изначально должны быть и пандусы, и широкие коридоры, по которым легко проедет коляска, и двери, и специальные туалеты. Если же здание историческое - то сделать его доступным для инвалидов трудно. Но - возможно. Нам в этом отношении проще, чем коллегам: многое было предусмотрено уже в проекте реконструкции. Проектировщики сумели вписать в здание XVIII века лифты и пандусы. Но и в других музеях, где не было столь масштабной реставрации исторического здания, все равно надо искать ходы и варианты, обходные пути: организовывать службу, которая поможет при входе, или давать человеку возможность обратиться за помощью, чтобы его в коляске подняли через три ступеньки.
Но главное не лифты и не подъемники, а горячее желание помочь этим людям, сделать так, чтобы они были посетителями и друзьями музея, внутренне прочувствовать их проблемы и потребности. Эта работа очень эмоциональная, требует многих душевных сил, не все к этому готовы.
- Что конкретно требуется для этого?
- В первую очередь себя поставить на место человека в инвалидной коляске, человека слепого, человека глухонемого или с интеллектуальными проблемами, - и попытаться проследить весь путь их передвижения в музее. Что нужно: схема, дорожки, сопровождающий? Как понять, что у вас спрашивает глухонемой? Как помочь человеку на коляске попасть в любую точку любого из зданий? Каждый год постепенно что-то приходится дорабатывать, доводить до логического завершения. Сейчас нет макетов здания, чтобы незрячие могли получить о нем представление? - Значит, планируем это на следующий год. Лифты должны быть оборудованы звуковым сигналом, это дорого, но мы это сделаем, хоть и не сразу. У нас создан координационный совет по работе с инвалидами. Важно и то, чтобы в создании доступной среды участвовали сами инвалиды.
- Нужна ли специальная подготовка для сотрудников музея в этом направлении?
- Она необходима, и ее можно получить в Институте профессиональной реабилитации и подготовки инвалидов Всероссийского общества слепых («Реакомп»). Ее на выездном семинаре прошли более 200 сотрудников нашего музея - администраторов, экскурсоводов, смотрителей, гардеробщиков, техников - и получили памятку по работе с инвалидами на основе Инструкции Департамента культуры г. Москвы и института «Реакомп ВОС». Она в прошлом году была принята именно для расширения работы по реабилитации людей с ограниченными возможностями, для преодоления в их интересах отношенческих и средовых барьеров, проведения в учреждениях культуры социокультурной реабилитации инвалидов различных категорий и обеспечения доступа в них, организации безопасного пребывания инвалидов, контроля за качеством этой работы.
- Человек с ограниченными возможностями здоровья приехал в музей. Что дальше?
- Даже если на территорию музея запрещен въезд автотранспорта (как у нас), автомобиль со спецзначком нужно обязательно пропустить через КПП. Сотрудники музея должны сразу встретить такого посетителя, вручить карту-схему (если надо, то рельефную, для незрячих). Людям на колясках нужно предложить удобный маршрут, объяснить, где специально оборудованные туалеты, оснащенные тревожными кнопками. Нужны указатели, аудиогиды, нужны этикетки, выполненные шрифтом Брайля, рядом с экспонатами, которые можно «осмотреть» руками. И сами такие экспонаты должны быть, конечно. И должно быть достаточное количество инвалидных колясок в музее, а также сотрудники, которые умеют сопровождать человека на коляске - это совсем не так просто.
Входы в музейные здания и в основные помещения нужно оборудовать пандусами и поручнями, кнопками, позволяющими вызвать сотрудника музея, чтобы он помог посетителю спуститься или подняться на лифте.
- Экскурсии тоже нужны специальные?
- Разумеется, ведь пандусы, коридоры, указатели и лифты еще не означают, что музей доступен для инвалидов. В методических рекомендациях по проведению экскурсий для них мы, например, разработали маршрут движения, его продолжительность, методику работы с каждой категорией инвалидов, основные исторические и искусствоведческие темы. Там учтены особенности восприятия, передвижения людей с ограничениями зрения, интеллектуального развития или передвигающихся на колясках.
Словом, во всем нужен комплексный подход, программа, целенаправленная работа. Вот и весь секрет.