Ольга Барыкова, обозреватель РИА Новости.
Смерть северокорейского лидера Ким Чен Ира к смене режима в КНДР не приведет, однако может сыграть определенную роль в возобновлении переговоров о ядерном разоружении КНДР, говорят эксперты. Причем эта роль может быть как положительной, так и отрицательной.
В понедельник стало известно о смерти лидера КНДР Ким Чен Ира. Власть в стране должна перейти к его младшему сыну Ким Чен Ыну, которому, по неподтвержденным данным, еще нет 30-ти лет.
Известие о смерти северокорейского лидера встревожило власти Южной Кореи, Японии и США. Вооруженные силы Южной Кореи в понедельник утром были приведены в состояние повышенной боеготовности. В Японии премьер-министр Есихико Нода сформировал специальный совет по управлению кризисной ситуацией. В Вашингтоне представитель Белого дома заявил, что США находятся в тесном контакте с Южной Кореей и Японией.
Пока никакой активности со стороны северокорейских военных отмечено не было, однако учитывая военный потенциал Северной Кореи, тревога выглядит вполне обоснованной, отметил в беседе с РИА Новости зампред международного комитета Госдумы пятого созыва Андрей Климов. Он подчеркнул, что КНДР владеет как ракетными, так и ядерными технологиями и имеет армию, которая по численности входит в пятерку крупнейших в мире.
"Конечно, это очень беспокоит страны данного региона, куда входят Россия, Китай, Япония. В серьезной степени это беспокоит США, поскольку США являются очень плотным союзником Южной Кореи. Сейчас напряжение в этом узле возросло", – подчеркнул он.
"Ситуация будет стабильной"
Эксперты сходятся на том, что внутриполитическая ситуация в Северной Корее останется прежней, а вот внешнеполитическая может измениться.
"Если брать чисто внутриполитическую ситуацию, то она, я думаю, будет стабильной, будет сохраняться преемственность", – отметил в беседе с РИА Новости заведующий отделом Кореи и Монголии Института востоковедения РАН Александр Воронцов. При этом, по его словам, нынешняя ситуация дает руководству США и Южной Кореи возможность "завязать контакты с северокорейским лидером с чистого листа, начать их с позитивной ноты".
Существующий в Северной Корее режим сохранится при новом лидере, соглашается бывший ректор дипломатической академии МИД Александр Панов. "Такой режим не может сам себя реформировать. В ближайшей перспективе ничего драматического не произойдет", – сказал он в беседе с РИА Новости.
С такой точкой зрения согласен и старший научный сотрудник Института Дальнего Востока РАН Константин Асмолов. Что касается проведения каких-либо реформ, то здесь многое, по его словам, будет зависеть от международной обстановки.
"Для того чтобы Северная Корея пошла путем реформ, требуется изменение внешнего отношения к Северу. Требуется как минимум ситуация, при которой КНДР считали бы, пусть неприятным, но нормальным партнером на переговорах, а не представителем оси зла, которого можно бесконечно обманывать", – отметил эксперт.
Он напомнил о рамочном соглашении 1994 года между КНДР и США, согласно которому Пхеньян должен был отказаться от ядерного оружия в обмен на строительство атомной электростанции на двух легководных реакторах.
В 2002 году Северная Корея обвинила США в умышленном затягивании строительства и заявила, что не намерена придерживаться соглашения. "Ядерный кризис 2002 года начался с того, что обещания по рамочному соглашению не были выполнены, и два реактора на легкой воде, которые должны были быть построены в Северной Корее в ответ на ее отказ от ядерного оружия, так никто и не построил, там только фундамент стоит", – подчеркнул Асмолов.
Справедливости ради стоит отметить, что в том же 2002 году Пхеньян признал, что в течение нескольких лет продолжал работу над ядерной программой в нарушение соглашения с США.
Нового лидера будут брать "на слабо"
Эксперты не исключают, что в Северной Корее может начаться борьба за власть, и тогда ситуация может выйти из-под контроля и последствия ее будут непредсказуемы.
Возможно, молодой лидер еще не готов возглавить страну, полагает ректор дипломатической академии МИД Александр Панов. "Значит, будет какая-то конфигурация власти, которая должна ему помочь ему удержать на плаву эту систему, которая есть. Как это будет, это никому неведомо. Но возможность дестабилизации ситуации есть, поскольку не исключена борьба за власть. У них есть внутри семьи достаточно разные люди, и кроме того, не исключены претенденты на то, чтобы порулить и в спецслужбах, в армии", – пояснил он в интервью РИА Новости.
Борьба за власть в Северной Корее, если она случится, скорее всего, закончится "политическим кризисом и ликвидацией системы", – считает директор Института политических исследований Сергей Марков.
В нынешней ситуации крайне важно, чтобы на Пхеньян не оказывалось давление извне, полагает Андрей Климов. "Я считаю важным, чтоб никаких попыток внешнего воздействия на ситуацию не было, это может привести к страшным последствиям", – говорит парламентарий.
"Новый режим будут пробовать "на слабо" все, кто можно. Особенно лица, уверенные в том, что КНДР доживает последние часы. Когда Ким Ир Сен умер, все были уверены, что Ким Чен Ир – некомпетентный плейбой, и что Северная Корея трех лет не протянет. Хотя понятно, чем могут закончиться неумелые попытки раскачать лодку с учетом того, что, естественно, в ответ на провокации страна будет продолжать встречную жесткость", – добавляет Константин Асмолов.
Новая глава в истории КНДР?
"Ким Чен Ир был воплощением зла, диктатором, который управлял страной железной рукой и приносил людям боль и страдания. Мы надеемся, что его смерть откроет новую главу в истории Северной Кореи. Это возможность для Северной Кореи выйти из-под гнета и встать на путь демократии", – так прокомментировал смерть северокорейского лидера член американского конгресса от штата Иллинойс, республиканец Дональд Манзулло.
Осторожный оптимизм относительно будущего КНДР выразил бывший посол США в Южной Корее Дональд Грегг. В своей статье, опубликованной на сайте Би-би-си, он отмечает, что Ким Чен Ын учился в Швейцарии, "немного говорит по-английски" и "знает о Западе куда больше, чем его отец и дед". Все эти факты Дональд Грегг оценивает как "потенциально позитивные".
Бывший посол напоминает также, что в Южной Корее в следующем году пройдут президентские выборы, и новый президент может занять более мягкую позицию в отношении КНДР.
"В целом я расцениваю смерть Ким Чен Ира как естественное событие, о котором в Северной Корее будут скорбеть, и которое в итоге может открыть новую страницу в отношениях Пхеньяна с внешним миром", – заключил он.
Вместе с тем некоторые аналитики полагают, что смена власти в Северной Корее может поставить под вопрос перспективы переговоров по ядерной проблеме. "Первая реакция у всех: "О, отлично, тиран ушел", но вообще-то, это плохая новость, – отметил эксперт по Северной Корее Массачусетского технологического института Джим Уолш в интервью агентству Рейтер. – Это означает, что мы входим в более опасную фазу отношений между КНДР, Южной Кореей и США. Естественно, Северная Корея будет придерживаться наступательной политики. Молодому лидеру придется доказывать свою состоятельность".
Будущее переговоров по ядерной проблеме
Ким Чен Ир умер в тот момент, когда наметилась возможность возобновления шестисторонних переговоров по северокорейской ядерной программе, которые прекратились в 2009 году после отказа Пхеньяна от дальнейшего сотрудничества.
За последние пять месяцев руководство США и Северной Кореи провели две встречи, на которых обсуждалась возможность предоставления Пхеньяну гуманитарной помощи в обмен на свертывание программы по обогащению урана. Предполагалось, что эти встречи могут дать старт возобновлению шестисторонних переговоров.
По данным южнокорейских и американских СМИ, которые ссылаются на источники в администрации США, на этой неделе США и КНДР должны были провести третий раунд двусторонних переговоров по этой теме. В связи со смертью Ким Чен Ира встреча, скорее всего, будет отменена, сообщил источник южнокорейского информационного агентства Ренхап.
Несмотря на неизбежную паузу в переговорах, связанную со смертью Ким Чен Ира, "позитивный процесс, который начался в последние недели по контактам между всеми вовлеченными странами, когда стороны пошли на взаимные уступки, будет продолжен", – считает директор корейских программ Института экономики РАН Георгий Толорая.
Сейчас существует возможность начать переговоры по ядерной программе КНДР "с чистого листа", – полагает глава Центра корейских исследований МГУ Павел Лешанов.
Эксперты сходятся на том, что в связи с закрытостью Северной Кореи от внешнего мира, делать какие-либо прогнозы крайне сложно, однако надеются, что Пхеньян пойдет по пути сотрудничества с Сеулом и Вашингтоном.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции