Как интегрировать в российское образование лучший зарубежный педагогический опыт - этим вопросом уже много лет задается экспертное сообщество. Ответы варьируются от "у нас все и так хорошо" до "необходимо менять все и срочно". О слабых местах российского школьного образования и том лучшем, что можно заимствовать из педагогики Запада, рассказывает в интервью РИА Новости директор московского лицея № 1535 Михаил Мокринский.
- Михаил Геннадьевич, что, по-вашему, российская школа могла бы взять из зарубежного опыта?
- Для ответа на этот вопрос следует осознать, что одна из главных проблем современной российской школы - состояние ее воспитательного потенциала: технологий, позиций, ценностей. Традиция взаимоотношений учитель-ученик, представления педагога о том, что действительно важно, а чем можно и пожертвовать - основная причина того, что наши школьники усваивают большие объемы знаний, но мало способны применять их во внеучебных ситуациях. Практика воспитания лежит в стороне от воспитания самостоятельности и развития творческих способностей детей, что проявляется во множестве частностей.
От советского образования нам досталась прекрасно продуманная система контроля знаний школьников учителями. При этом работа по самоорганизации учащихся, планированию ими своей деятельности и самоконтролю "провисает".
Хорошо продумано все, что связано с передачей знаний от учителя к ученикам. Но исследований, проектов, какие школьники могли бы проводить самостоятельно, не предусмотрено. Именно из-за такого перекоса российская система образования не лучшим образом выглядит в международных исследованиях - таких, как PISA.
В этих вопросах и было бы целесообразно воспринять зарубежный опыт.
- Что именно могло бы помочь нам сместить подход к воспитанию в необходимую сторону?
- Нужно отказаться от авторитарной модели воспитания и преподавания. Бесполезно детям просто рассказывать о том, что такое хорошо и что такое плохо. Современная культура предполагает более разнообразные и тонкие способы трансляции ценностей и моральных ориентиров - через поведение, различные культурные продукты: книги, фильмы, те же компьютерные игры. Школа часто попросту игнорирует многие реалии актуальной культуры, не умея с ними работать.
Весьма показательна из множества зарубежных педагогических практик работа с одаренными детьми. У нас тут своя традиция и свои перекосы. Зачастую "одаренный ребенок" для нас - это тот, кто легко встраивается в учебный процесс. Тогда как спектр одаренности гораздо шире академической области. Не всякое отличие мы распознаем и не на всякое можем ответить. И если творческая, социальная одаренность проявляются не на уроках, а в кружках и походах, а я не умею их поддержать и развить, в этом - архаичность моей педагогической позиции и архаичность системы. Школе, где задачи социализации и творческой самореализации полноценно представлены в учебном процессе, проще и естественнее не упустить одаренных. Для этого нужно сосредоточиться на понимании многогранности, интереса, смысла, личности. И соответственно строить учебную технологию. И тогда воспитание - в характере взаимодействия на уроке, тогда оно - часть всеобъемлющей технологии социализации.
- Готова ли российская школа к таким серьезным изменениям?
- Переход на подобные модели декларируется лет уже двадцать подряд. Некий опыт такой работы дала система международного бакалавриата. Но для внедрения изменений нужно заимствовать еще одну важную зарубежную методику - комплексных совместных программ развития и сотрудничества ведущих университетов со средней школой. У нас университет обычно стремится подготовить и отобрать себе лучших выпускников. Хотя разным специальностям и программам - а иногда и философиям обучения - соответствуют дети и одаренные, и сформировавшиеся по-разному. В связи с этим вузу не грех постараться внести в школу новые запросы на личностное развитие, ростки новой философии обучения. Повлиять на учителей.
- Есть ли в России примеры такого сотрудничества?
- Да. Институт развития образования (ИРО) НИУ ВШЭ с прошлого года открыл набор на несколько магистерских программ для руководителей школ и учителей гуманитарных направлений. Новизна программ ВШЭ - в том, какие темы затрагивают активно участвующие в подготовке педагогов специалисты-практики.
Очень полезны визиты зарубежных специалистов - свои достижения они демонстрируют. Недавно к нам по приглашению ИРО приезжала Энн Эванс, известный специалист по педагогике. Она провела в нашей школе открытый урок по развитию у детей исследовательских навыков. Дети получают уникальную возможность поработать с педагогом - носителем иного кредо, иного опыта, а магистранты могут не просто узнать, как надо, а это увидеть.
Надеюсь, что школы, которым есть чем поделиться с коллегами, будут чаще участвовать в работе по повышению квалификации учителей и таких программ станет больше.
Материал подготовила Екатерина Рылько (НИУ ВШЭ), специально для РИА Новости.