Алексей Малашенко, член научного совета Московского центра Карнеги - специально для РИА Новости.
В понедельник в Москву прибывает Алмазбек Атамбаев - по мнению многих, самый пророссийский из всех киргизских президентов. С этим определением можно согласиться, но можно и оспорить, поскольку за всю историю новой Киргизии ни один (ни одна) из его президентов не был настроен антироссийски. Важное другое - ни в киргизской политической элите, ни в киргизском обществе нет влиятельных сил, которые видели бы будущее своей страны вне сотрудничества с Россией.
Да, внешнюю политику Бишкека, как и политику его соседей, можно охарактеризовать как многовекторную: Киргизия выстраивает нормальные, перспективные отношения и с Китаем, и с Соединенными Штатами. Однако российское направление выглядит устойчивее, в каком-то смысле весомее.
Россия - стратегический партнер и… работодатель
Российско-киргизские отношения прошли испытание временем и, если можно так выразиться, непростыми ситуациями.
В 1991 году из всех тогда еще советских республик только Киргизия выступила против ГКЧП, поддержав тогдашнего законного президента СССР. Россия, в свою очередь, решительно поддержала Киргизию в 1999 году, когда в Баткенском районе произошли столкновения с террористами.
В 2010 году Москва оказала помощь Бишкеку в разрешении конфликта в Оше, причем сделала это весьма дипломатично, избежав непосредственного участия в конфликте - тем самым, возможно, предотвратив его дальнейшее обострение и, кто знает, возможно, даже перерастание в гражданскую войну.
Россияне не без интереса следят за развитием событий в Киргизии, народ которой не боится высказывать свое мнение, в том числе самым радикальным, трагическим образом - через революции. Кому-то может и не нравится, но трудно оспаривать тот факт, что несмотря на трудности, именно человек, гражданин является в Киргизии главным "политическим фактором", лицом, воздействующим на процесс принятия и осуществления решений в политической системе страны.
Победа на недавних президентских выборах Алмазбека Атамбаева, собравшего 63,2% голосов - прежде всего результат сознательного выбора людей, компромисса внутри правящего класса, если угодно, зрелости общества, которое, пережив две революции, пришло к выводу, что настало время для решения главных проблем развития.
Победа Атамбаева в немалой степени была обеспечена его прочными связями с Россией. Как отмечал четвертый киргизский президент, для его страны "одним из главных приоритетов является дальнейшее укрепление тесных взаимоотношений с Российской Федерацией в духе Декларации о вечной дружбе, союзничестве и партнерстве".
И это не пустые слова. Россия - стратегический партнер Киргизии по всем направлениям.
На РФ приходится 25% ее внешнеторговых сделок, а общий оборот киргизско-российской торговли за последние пять лет вырос в 5 раз и составил $1,4 млрд. Москва участвует в ключевых экономических проектах Бишкека, одним из которых является сооружение двух ГЭС Верхненарынского каскада, который, по словам киргизского президента, станет "раем для инвесторов и предпринимателей".
Экономическое присутствие России создает многие тысячи рабочих мест, что крайне важно для республики, за пределами которой ищут работу, по разным оценкам, от 400 до 600 и более тыс человек.
"В безальтернативной ситуации"
Киргизия готова и стремится участвовать в анонсированных Россией и Казахстаном интеграционных процессах. Разумеется, здесь дело обстоит не так просто, и прежде чем входить в ту или иную экономическую, но с явным политическим подтекстом структуру, Бишкеку приходится обдумывать все последствия такого шага.
Член Союза предпринимателей КР Михаил Халитов в связи с этим замечает, что Бишкек находится "в безальтернативной ситуации", когда оставаться вне интеграционных процессов он не может". Однако и интеграция - дело хоть и заманчивое, но отнюдь не простое.
И все же Киргизия - первый претендент на вступление в создаваемый Россией, Казахстаном и Белоруссией Евразийский экономический союз. Это даже несмотря на то, что в России есть политики, в том числе весьма влиятельные, которые относятся к Бишкеку как партнеру по ЕЭС, с определенным скепсисом.
Думается, визит Атамбаева в Москву будет способствовать преодолению этих сомнений, и киргизский президент сумеет дать адекватную интерпретацию серьезности интеграционных намерений его страны.
Другой важнейшей проблемой российско-киргизских отношений является военное сотрудничество, которое давно носит устойчивый характер и будет развиваться и впредь. Президент Кыргызстана считает необходимым на основе уже существующей авиабазы в Канте, других российских подразделений создать "объединенную российскую военную базу", что усилит эффект военного присутствия России, а также облегчит обслуживание ее боевых частей.
Все это отвечает как стратегическим задачам России, так и безопасности Кыргызстана, расположенного вблизи вечно нестабильной Южной Азии.
Киргизы рискуют
В самой же Киргизии ситуация пока далеко не безоблачна. Стране предстоит мучительное преодоление экономического кризиса, в последнее время активизируют деятельность исламские радикалы, дают знать о себе националистические настроения, особенно опасные для полиэтнического, поликонфессионального общества, каким является киргизское. Свежа память о кровавых событиях в Оше.
И, тем не менее, в Бишкеке ставится дерзкий, уникальный для Центрально-Азиатского региона эксперимент - создание парламентской политической системы. Некоторые политики, в том числе в Москве, в такую возможность не верили, заведомо предрекали киргизскому парламентаризму полный крах, пугая возможными катастрофическими последствиями.
Действительно, построение такой системы очень трудно, особенно если учесть, что кое-кто из авторитарных соседей Киргизии считает сам факт создания парламентской модели у самой своей границы вызовом собственному режиму, и потому не стал бы печалиться в случае неудачи киргизов.
Однако пока что, вопреки пессимистическим прогнозам, Киргизия делает первые шаги по созданию необычной, даже чуждой для постсоветского пространства, весьма демократичной политической системы.
Да, киргизы рискуют. Но риск в данном случае - благородное дело.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции