Рейтинг@Mail.ru
В Табакерке играют повесть позднего Толстого - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

В Табакерке играют повесть позднего Толстого

Читать ria.ru в
Дзен
Театр под руководством Олега Табакова, в котором за последние годы сформировались такие режиссеры, как Кирилл Серебренников, Миндаугас Карбаускис, Константин Богомолов, продолжает работу с молодой режиссурой. На этот раз на постановку впервые приглашен выпускник 2010 года РАТИ – ГИТИСа Михаил Станкевич.

Ольга Галахова, театральный критик, главный редактор газеты "Дом актера", специально для РИА Новости.

Театр под руководством Олега Табакова, в котором за последние годы сформировались такие режиссеры, как Кирилл Серебренников, Миндаугас Карбаускис, Константин Богомолов, продолжает работу с молодой режиссурой. На этот раз на постановку впервые приглашен выпускник 2010 года РАТИ – ГИТИСа (мастерская Сергея Женовача) Михаил Станкевич.

Он остановил свой выбор на повести Льва Толстого "Дьявол".

Произведения позднего Толстого стали по-особому востребованными театром в наше время. "Крейцерова соната" идет сразу в двух театрах: в МХТ им. А.П. Чехова, а также   в Театре им. А.С. Пушкина. Можно вспомнить и про "Власть тьмы", поставленную в Малом театре.
Что же заставляет современный театр обращаться к тем произведениям писателя, в которых слышен проповедник, даже морализатор Толстой?

Зимние премьеры театральной Москвы. Инфографика>>

Когда все оказалось можно, то возник сущностный вопрос: а что же все-таки нельзя? Насколько человек способен справиться с самим собой? Насколько способен подавить темные желания, насколько может жить по совести в браке? Толстой с его беспощадными вопросами об устройстве семейной жизни, измене, грехе, любви находит отклик в душах современных режиссеров.

Последняя премьера в театре п/р О. Табакова – тому доказательство. Выбрав повесть Льва Толстого о молодом дворянине 26-ти лет, который кончает жизнь самоубийством из-за того, что не может подавить в себе тайного сознания, инстинкта к крестьянке, режиссер обратился через текст классика к современному человеку, оказавшемся свободным от каких – либо табу.

И в том, какому литературному материалу отдано предпочтение, и, конечно же, в том, как проза переводится в театр, Станкевич поступает как верный ученик своего учителя. Он обратился к той русской классике, что не на поверхности.

Персонажи спектакля являются одновременно рассказчиками, комментируя скрытые переживания, авторские рассуждения о своем сценическом характере, малейшие нюансы психологии, оттенки эмоциональных состояний.

Есть в этой постановке еще и глубинная верность тому, как через великую литературу осуществлять духовный посыл, а через режиссерское высказывание осмыслять высокое предназначение театра.

Новый сезон "Табакерки" посвятят спектаклям о любви>>

Помещика Евгения Ертенева играет Максим Матвеев. Никаких клише в изображении дворянина нет и в помине, важнее подчеркнуть молодость героя, оптимизм, с которым входит в жизнь полный энтузиазма человек, бросивший службу ради того, чтобы привести в порядок огромное имение. В спектакле Ертенев не столько сангвиник с открытым, честным лицом, с румянцем во всю щеку, как написано у Толстого. Это скорее красавчик, герой-любовник. Такой может впасть в любовную рефлексию. Но быть рачительным хозяином, вести дела расстроенного хозяйства, уметь строить разговор с мужиками, – в это, глядя на Ертенева, верится меньше.

Актер убедителен как раз в том, как он ведет свой беспощадный самоанализ. Вот-вот он готов признаться жене Лизе в том, какая тайна гложет его. Он измучен своей слабостью, ему нужно честное признание, чтобы освободить себя от изнурительного гнета внутреннего суда. С юмором он играет сцены, в которых нужна бытовая наблюдательность.

Все эпизоды спектакля, в которых появляется мать Лизы, Варвара Алексеевна незаурядной актрисы Розы Хайруллиной, сыграны остроумно, блестяще. Глядя на нее, понимаешь, что она гостья в доме Ертеневых, но хочет быть хозяйкой, поэтому все время в своих действиях колеблется между желанием быть решительной и страхом осуществить свою волю. Как бы разговаривая сама с собой, она выставляет свои неудовольства и переживания быта на всеобщее обозрение, суетится, мелким шагом кружа по сцене, и,  доходя до негодования, в самую кульминацию только машет рукой и дает обратный ход.

Вся эта часть жизни Евгения – все равно счастливая семейная жизнь. Драма входит в его судьбу со Степанидой (Екатерина Стеблина), той самой чувственной крестьянкой, с которой сначала молодой барин сошелся до женитьбы, а потом с удивлением для себя возжелал её с новой силой.

Театральный гид: фламенко в Большом и дьявол из "Табакерки">>

Увы, но страсть пока в спектакле не сыграна. Актриса играет недалекую, грубую натуру с босыми ногами. Нет в ней той животной силы, которая манит так, что ее красный платок или красную паневу барин безошибочно узнает в толпе. Нет тайного огня.

Ведь не может выкинуть Евгений её из своей головы, как голова ни приказывает. Из-за такой пулю в лоб не пустишь. Она не помеха Лизе Анненской (Ольга Красько), она заметно проигрывает жене. И, кажется, что не будь последняя беременной, то ничего бы и не случилось. Это усиливается еще и тем, что в спектакль вводится сцена совершенно лишняя, когда Евгений безуспешно домогается своей беременной жены. Стоит ли таким образом оправдывать героя?

Без необходимой подробности подводится к самоубийству герой: Ертенев уходит в комнату, раздается выстрел.

Что-то кажется пропущенным, не хватает какой-то последней сильной мотивации, когда человек жить больше не может, не только потому, что возжелал чужую жену при своей собственной, но понимает, что по-настоящему он любил Степаниду. Таково его последнее открытие, которое пока пропущено в спектакле.

Вместе с тем, есть в этой постановке то, что Толстой называл чистотой нравственного чувства, есть принципиальная классичность, красота, вглядывание в человека, честная попытка постижения драмы, добросовестный труд создателей спектакля, что на сегодняшний день немало.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала